Майский сплав по Большому Инзеру (дер. Карталы - пос. Инзер)

+T-

В этом году мы наконец-то сменили формат и условное «открытие сезона» провели на освежающем весеннем сплаве на моей любимой горной реке Южного Урала – Большом Инзере! Принять участие в сплаве предложила наша казанская подруга Лиля. Сплав прошёл в компании тур. клуба «След Туриста» из Казани.

Нитка маршрута: Уфа – о.п. 169 км (Карталы) – дер. Кызыл-Яр – Усмангали – пос. Инзер – Уфа. Водная часть: примерно 100-113 км. 28 апреля – 1 мая 2017 года.

Издалека-долго течёт река…

Собраться на такой сплав было непросто. Для начала пришлось искать сплав-средство. Желающих присоединиться к нашей «двойке» и сплавиться на 4-х местном катамаране не нашлось, и мы не придумали ничего лучше, чем взять обычную лодку на двоих. Лодку нам одолжил один очень хороший человек – большое ему спасибо. Итак, нам досталась «Аква-2800» – двушка под мотор, весом 20 кг.

Лоция сплава Карталы-Усмангали ч.1

Сплав было бы очень проблематично провести, не будь он привязан к железной дороге. А так, мы смогли спокойно погрузиться в пятничную электричку на Инзер, в которой ехали студенты, несколько сплавщиков в Тюльму, да праздные туристы в ассортименте на Айгир. Компании, не стесняясь, выпивали всю дорогу и шумно гудели.

Смеркалось. Мы пересели с шумной компанией в «кукушку» на Белорецк. Было смешно наблюдать, как они просят машиниста высадить их прямо у подъема на Айгир. Ну да, пройти 2 км от станции трудно. Мы ехали дальше, в ночь и неизвестность.

Лоция сплава Карталы-Усмангали ч.2

Карталы

На станции 169 км, она же деревня Карталы, она же Картали (так и не поняла, почему, но нас упорно поправляли на «и») было темно. Мы должны были переночевать у реки и утром встретится с Лилей и Co. Я, увидев человека на станции, тут же пошла спрашивать дорогу к воде. Дядька, местный житель, предложил нас подвезти (спасибо!), и уже через 15 минут мы обустраивались на ночлег недалеко от стапеля.

Утром повалил народ из Уфы, Екатеринбурга, а последними приехали измученные долгой дорогой наши казанские туристы.

Милые карталинские козочки

На старте

На сплаве перед нами стояла задача: приручить лодку, не совсем предназначенную для бурной весенней воды. Тем более, нас ждала шивера Сарышта, которой присвоена 2-я категория сложности. На подготовку к этой части у нас был целый сплавной день.

Уже на старте у нас начались смешные и не очень проблемы: слабо накачанная лодка резко уменьшилась в объёме при спуске на воду и тут же вывалились обе сидушки; начало сплава было узкое и извилистое, поэтому мы сразу увязли в кустах и отстали от наших. Хорошо, что вскоре мы причалили на стоянку и подкачали лодку.

Целый день мы привыкали к лодке, учились рулить, придумывали, как лучше разместить вещи и как качать лодку, чтобы она хорошо шла. Пейзаж в этой части был равнинный, деревья скорее ноябрьского, чем майского вида. За первый день прошли 30 км и вскоре встали на ночлег.

Место было живописное: высокая скала усыпана мелконабитым курумником у подножия, красивый и уютный сосновый лес с шишками. Вечером были шикарные песни под гитару, крепкий чай на бог знает каких чудесных травах и душевные разговоры. Мы были рады увидеть наших друзей, познакомиться с новыми людьми. Атмосфера была дружеская и расслабленная, а закат на Инзере только добавил красок в этот день

Где-то на маршруте

Вечерний Инзер

Наша первая стоянка в живописном месте

День второй. На всех парусах

Утром, ещё до завтрака, мы поднялись на скалу. С неё, конечно же, было ни черта не видно, как это часто бывает. Но размяться прогулкой перед активный сплавным днем тоже хорошо. Погода стояла отличная, а на берегах уже совсем не было снега. Во время завтрака мы наблюдали вереницы сплавщиков, проходящих мимо, и собирались в дальнейший путь.

Во время нашего путешествия нам попадались интересные люди: банда каякеров, для которых сплав был скорее тренировкой (спортсмены гребли против течения и делали "перевороты"); дядька из Нефтекамска на одноместной моднейшей лодке, сплавляющийся аж до самой Уфы. В общем, компания на сплаве была разнообразная. Мы немного смущались, что идём на лодке, но оказалось, таких как мы много.

Утренняя прогулка на скалы

Всё вроде идёт отлично

Немного о лодке. Нам попался отличный экземпляр, но всё-таки на бурной и быстрой воде в такой лодке значительно тяжелее, чем на катамаране. Мы дрифтовали на поворотах, чтобы не попасть в сильный поток и не прижиматься к скалам , больше гребли (отчасти потому что нас было двое), заранее планировали манёвры. И, хоть скорость течения была высокая, нам приходилось прикладывать усилия, чтобы идти стабильно и ровно. Огрести от береговых веток, кильнуться и искупаться в ледяном Инзере на маршруте не слишком хотелось.

Вчерашнее обуздание нашего «коня» из ПВХ дало результаты – сегодня нам удалось выйти в авангарде и даже сильно оторваться от казанцев. Так что пришлось их поджидать в некоторых местах. Через два часа мы уже стояли перед шиверой, чтобы сделать беглый осмотр препятствия и пообедать.

Горной реке- скальные пейзажи

Шивера Сарышта – длинный участок, бывший порог. Сейчас имеет сложность 2-й категории. Хотя по весенней воде это только сильные волны, прижимы к скале и небольшие валы.

Мандраж был, конечно, но скорее из-за неопытности в водном туризме. Шивера начинается с места впадения одноименной реки в Инзер: хрустальная серебряная вода с диким рёвом нёсется к Инзеру, и еще больше закручивает и без того крутой поворот. Вода в Сарыште настолько чистая, что я с удовольствием её пью, умываюсь и разговариваю с речкой.

река Сарышта бежит с гор

Кое-где лежит довольно глубокий снег.

После перекуса сразу выходим за своей группой. Качаясь на сильных волнах, стараемся идти по краю потока, зная, как легко можно опрокинуть лодку или пробить её о скалы. Окружающий народ встречает возгласами очередной вал и потихоньку этот участок заканчивается. Впереди деревня Кызыл-Яр. Нежилая, но стоит домик, где можно купить, к сожалению, только алкоголь. Сплавляемся дальше. Идём очень быстро и не попадаем в пещеру Максимовича, которая условно была в плане посещения. Но это и к лучшему.

Со второго дня Инзер меняет свой характер: начались высокие и грозные скалы, ничуть не уступающие в красоте Айским Притёсам. С гор бежит вода, тут и там сияют снежные пятна, а скальники раскрашены во всевозможные краски. Это мох, который захватил тут всё пространство. Почти до 7 вечера мы на вёслах. Прошли порядка 50 километров

Волны есть, но не сильные

Сотни горных родников и ручьёв питают Инзер

Устали и ждём, пока начнём чалиться. Никак не удаётся найти стоянку. И вот, внезапно, из-за крутого поворота видим наши каты, у берега. Не успеваем совершить манёвр (река нёсет на повороте) и метров через 30 встаём в мордохлысте. Лодку заносим на берег и идём к общему лагерю.

Жаль, что не удалось оценить всю прелесть шиверы и пройти её на катамаране. Хотя не для всех это вышло удачно: видели перевернувшийся катамаран и лодку. После ужина нас достаточно быстро разморило, и мы ушли спать, а наши спутники тем временем топили баньку и обсуждали сегодняшний день.

Заключительный день и выезд домой

До Инзера оставалось часа 2 хода. Мы торопились к электричке (в 6 вечера), поэтому этим утром стартовали в одиночестве. Нам вручили распечатанную лоцию, по которой мы решили причалить дальше села Усмангали, у ж/д насыпи в километре от станции. Сегодня мы поддались Инзеру и спокойно дрейфовали по реке, лишь изредка подгребая в нужную сторону. Солнце и спокойная река расслабляли.

Залегания горных пород на Урале

Минут за 15 до Усмангали стали попадаться жилые домики и вдалеке показался посёлок. Увидеть обжитые места было приятно, так как весь сплав проходил по дикой безлюдной местности. В Усмангали уже толпились сплавщики, собираясь ехать домой, а мы пошли дальше. Увидели небольшой водопадик, стекающий с горы. В нашей лоции это место отмечено как «пейзаж в японском стиле с водопадиком». Впереди показалась железная дорога. По берегам грустно и лениво гуляли одинокие коровы.

До электрички оставалось часа три, поэтому мы устроили полноценный спокойный обед, высушили лодку, умылись и привели себя в порядок, и спокойно и аккуратно упаковали вещи. Жаркое полуденное солнце беспощадно светило. Наш первый самостоятельный водный поход был окончен.

В инзерской электричке пьяно гудел и невкусно пах третий вагон, а мы ушли подальше в пустой сидячий вагон, где удобно устроились и в тишине поехали домой.

Опубликовал Rioha Oha, 10 Oct 2017.

южный уралотчётсплав