Заметка про Серпиевский пещерный град и Водяную пещеру

Опубликовал Rioha Oha, 06 Nov 2019.
+T-

20 октября в Челябинской области выдался единственный на фоне затяжных дождей погожий и солнечный денёк. И, чтобы не упускать подаренный природой шанс, мы решили по инициативе Димы (под руководством которого мы прошли нашу зимнюю «двойку» в Пропащей Яме ) съездить в Серпиевский пещерный град, чтобы посмотреть три небольших пещеры, одна из которых с сюрпризом. Речь о пещерах Майская, Колокольная и Водяная.

А сюрприз в том, что Водяная пещера затоплена водой, и для прохождения этой природной полости нужно особенное снаряжение — гидрокостюмы. И если у Оли и Димы гидры были свои и по размеру, то нам с Русланом пришлось довольствоваться тем, что нашлось в клубных закромах.

Всё в жизни бывает в первый раз, вот и у меня это было впервые. На домашней примерке гидры оказалось, что мой комбинезон не налезает на неё сверху (и это не потому, что "кто-то слишком много ест"), пришлось еще и эту деталь пещерного гардероба позаимствовать в клубе. Полное облачение выглядело так: тонкая термуха, основная тёплая термуха, гидра и сверху комбинезон. Поехали мы на один день без ночевки.

Серпиевский пещерный град, как оказалось, это заказник и обустроенная экскурсионная территория. До этого мне не доводилось тут бывать, и я была приятно удивлена: на территории оборудованы тропы, построены лестницы, у каждой пещеры есть табличка с описанием и картой, в лесу арт-объекты на тему сказок, на смотровой площадке наверху скал столы и беседки для обеда и перекуса.

А вокруг прекрасная природа, сосновый лес и бурный не по сезону Сим! Одним словом, красота! Сам заказник находится на территории Катав-Ивановского района. Здесь расположены знаменитая наскальными рисунками Игнатьевская пещера (сейчас она закрыта учеными для сохранения), Эссюмская пещера и множество небольших гротов.

Перед Водяной осмотрели две небольшие пещеры, расположенные в 50 метрах друг от друга — Майскую и Колокольную. Длина пещер несколько сотен метров: есть, где поползать, но в основном, никаких трудностей в них нет (если специально приключений не искать). Места симпатичные, но я была поражена слоем копоти на стенах — такой черноты я еще ни разу не видела!

Даже сейчас не все осознанно подходят к посещению хрупких пещер, а раньше люди жгли костры и факелы прямо внутри (и я сейчас не про мадленцев и кроманьонцев).

Размявшись в двух пещерах, мы пошли натягивать гидры. В принципе процесс несложный, скорее забавный. Пополнила свой личный словарь словом «загидровка». Настроение было самое радужное и позитивное, редкое осеннее солнышко радовало. Это вам не зимой в -30 переодеваться на снегу! Да и выглядели мы в гидрах забавно, как какие-нибудь ролевики-реконструкторы.

Вода в пещере начинается почти сразу, в десяти метрах от входа. Пока мы не зашли полностью и не подняли муть со дна, изумрудная поверхность воды красиво поблескивает в свете фонарей. В воде немного сдавливает, и в тоже время есть ощущение невесомости. Если поднять от пола ноги, тело начинает разворачивать в воде и тянуть к потолку, выталкивать.

Довольно быстро мы подошли к сифону, который был почти полностью закрыт водой. Точнее, на уровне лица своды пещеры сходились, оставляя небольшое окошко.

Было видно, что через полметра пещера вполне себе продолжается дальше, но чтобы туда попасть, придётся немного искупаться. Однако мы не за тем приехали, чтобы развернуться и пойти обратно. Дима пронырнул этот короткий участок и уже с той стороны стал нас звать к себе.

Не могу сказать, что мы воодушевились перспективой нырять под свод. Минут пять, не меньше, мы стояли в нерешительности, пока Дима объяснял, что там всего-то полметра, и что он нам протянет спасительную руку с той стороны. Мы с Русланом были в капюшонах, а Оля нет, и нырять в ледяную воду с головой ей не сильно хотелось.

Надо сказать, что время в такой ситуации имеет значение. Вода холодная, и стоя без движения, начинаешь быстро замерзать. Возвращаться тоже не хотелось, было интересно, что же там дальше, и мы по очереди сделали «буль-буль», и попали в следующий ход. Честно говоря, мне дико понравился «подныр», хотя вода попала в уши и залилась немного в нос. Но само нахождение в воде мне показалось естественным и комфортным.

Дальше ход превратился в меандр с узкими стенками, по которому удалось пройти еще немного. В конце нас ждал еще один сифон, отмеченный на карте как полусифон, то есть место, где проныривать не нужно. Осмотрев место, было выдвинуто положение, что уровень воды был явно выше нужного: место было затоплено полностью. Далеко ли нырять, и есть там проход, было неясно.

Стало холодать, мы забрались повыше на стенки пещеры (а в меандре это очень удобно, можно распереться, тем более что падать особо некуда), чтобы просто не стоять в воде. Потыкавшись по углам, решили возвращаться. Кому как, а мне и этой 40-минутной прогулки на первый раз было достаточно.

Выйдя из пещеры, мы напоследок искупались в Симе, заодно помыв комбинезоны и сапоги, и пошли устраивать обед. Это было не менее смешно, так как у ребят была синяя сумка из Икеи, полностью заполненная едой. И это на однодневный выезд!

Надо отдать должное такому подходу к еде, я до сих пор тепло вспоминаю пельмени из Пропащей Ямы и бутербродный пир от Шамиля и Лены, когда мы ходили в Аю-Ыскан .

Мы удачно расположились на смотровой площадке, где Оля не просто наколдовала замечательный большой обед, но и сварила на десерт глинтвейн! Изюминку обеду добавило то, что мы с Русланом даже и не подумали взять ложки и тарелки… Пришлось делить имеющуюся посуду на всех. Спелеология сближает! Хорошенько пообедав, мы поехали обратно в Уфу.

Друзья, относитесь к природе бережно и осторожно! Не мусорите в пещерах, не оставляйте надписи, не жгите открытый огонь и свечи! Берегите лес и деревья! А если вы хотите ходить в пещеры интересно и безопасно, приходите в наш спелеоклуб Нассонова

#отчёт#пещеры#южный урал

Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации.