Спелеопоход 1 к.с. Часть 3. Пещера Вертолетная (Ахмеровский провал)

Опубликовал Rioha Oha, 10 Feb 2017.
+T-

Спелеопоход 1 категории сложности состоялся в феврале-марте 2017 года. Маршрутная книжка №1-17, технический отчет и все документы находятся в МКК, в спелеоклубе им. Нассонова, г. Уфа. Было пройдено 4 пещеры: Вертолетная, Новомурадымовская, Киселевская, Сухая Атя.

В этом небольшом отчете я использовала фотографии, сделанные участником — Русланом Шарафутдиновым. В походе приняли участие: руководитель Костя Трубицин и участники - я, Ильдар, Адель, Руслан, Андрей.

Впечатления

Попасть в «Вертолётку» мы смогли только со второй попытки. Первый выезд состоялся 25-го февраля. Снег еще не начал таять и, свернув с трассы, практически сразу мы упёрлись в непроходимую дорогу на Ишлы. Сдались не сразу: покружили по соседним деревням и полям. Но расспросив местных, решили повернуть назад: весёлый башкир сообщил нам, что из Ишлов с 14 февраля никто не выезжал.

Попытку №2 предприняли через неделю, 4-го марта. Подъехав чуть ближе, мы всё равно уперлись в снег. До пещеры оставалось 5.5 км. Делать нечего — решили пешком. Настроение было бодрое, силы ещё были.

В хорошую погоду добраться до пещеры Вертолётная не сложно: от Уфы километров 70-80 до деревни Ахмерово, а там метров 500 пешком на холм. Там же находится дайверский центр. Вообще пришлось достаточно прогуляться. Правда, снег был жёсткий (наст), и даже с рюкзаками мы дошли почти до конца не проваливаясь. Шли по полю, и всю дорогу в лицо дул резкий и холодный боковой ветер. У самой деревни Ахмерово застопили снегоходы и договорились подбросить снаряжение до воронки.

Правда, времени особо не выиграли. Дорога до пещеры заняла чуть больше 2 часов. На холме стали сильно проваливаться в снег.

По своей структуре это вертикально-горизонтальная пещера, прохождение которой, а точнее спуск, требует применения специального снаряжения и знания техники SRT или любой другой, гарантирующей безопасный спуск и подъём. Для меня эта пещера — проверка знаний, полученных на тренировках и первая в жизни воронка.

А воронка у пещеры впечатляющая: в диаметре около 80 метров с глубиной метров 40 примерно (не уверена в точности, но амплитуда пещеры указана как 50 м), из которых 20 метров спуск в отвес без касания скал.

С самого низкого края воронки приварена гигантская лестница: она сделана для посещения пещеры дайверами и находится на замке. Видимо, чтобы попасть сюда через лестницу, придётся заранее договариваться.

На плато с воронкой дует ветрище, и прятаться некуда. Андрей выкапывает в снегу небольшое убежище, где можно переодеться и спрятаться от ледяного ветра. Мы ждём пока Костя сделает навеску, чтобы начать спускаться. Над воронкой и нашим путём вниз висит гигантский снежный конус, готовый рухнуть при незначительном повышении температуры. Нам он совсем не нравится, но на улице холодно, и пока этот конус кажется довольно крепким...

Так как пещера полностью гипсовая, верёвка закрепляется за естественные точки опоры — деревья и камни. Для безопасного и правильного спуска на верёвке делаются перестёжки. Верёвка как бы делится на отрезки, которые мы проходим друг за другом. Как только проходится перестёжка, спелеолог даёт команду "Свободно!" сзади идущему, а тот в свою очередь должен ответить "Понял!".

Вот и моя очередь выходить в широкий головокружительный отвес (первый в моей жизни). Спускаться страшно, хотя бы потому что скользко, в скалу не упрешься и кругом лёд, но зато в воронке нет ветра и тепло. Последняя перестёжка сделана за камень над самым отвесом, и после неё идёт вертикальный спуск около 20 метров. Я спускаюсь аккуратно, да и "решётка" (спусковое устройство) не даёт это делать быстро, но голова от масштаба воронки и высоты немного кружится. Страшно, но как-то по-особенному. Страшно красиво, я бы сказала.

И вот, наконец, мы все внизу. Решили одевать комбинезоны снизу, в тепле. По давней традиции спелеологов, в пещеру нельзя идти, хорошенько не подкрепившись, поэтому мы попили чаю с вкуснюшками и пошли исследовать это гипсовое царство. Надо сказать, нам повезло, что мы попали сюда именно зимой. В другое время тут грязно,сыро и вся ледовая красота тает бесследно. Снег и лёд, и дующий ветер всю зиму создавали причудливые украшения для долгожданных гостей.

Сейчас все своды покрыты сверкающим инеем и блестят, как драгоценные камни. Снег висит на потолке большими кристаллами, а ледяные сталактиты и сталагмиты причудливых форм образуют целые потайные комнатки. Царство снежной королевы...

Здесь мы впервые увидели "гипсовые цветы" — это часть породы, выдавленная из основного массива, как зубная паста из тюбика. Выглядит необычно. Тут очень мало мышек, и я не увидела ни одной. Длина всех ходов пещеры — около двух километров. Это достаточно большая и интересная пещера, требующая внимального осмотра. Всласть полазив по шкурникам и попачкавшись, возвращаемся через несколько часов к выходу.

Безжалостно летит время - пора домой. Подкрепившись и переодевшись, готовимся начинать подъем.

На подъёме вверх становится жутковато: верёвка тянется и пружинит, хочется побыстрее выбраться из отвеса на твёрдую почву. Вскоре мы с Андреем оказываемся наверху и сразу идём к машине. Доходим за 1 час 50 минут. Стемнело. Через час подтягиваются остальные, и мы, поевшие и довольные, едем домой. Завтра нас ждёт заключительная четвёртая пещера.

Дорогие друзья, берегите пещеры, леса и горы! В наших силах сохранить природу, сберечь ее от уничтожения! Ведь если не мы - то никто!