Спелеопоход 1 к.с. Часть 4. Пещера Сухая Атя

Опубликовал Rioha Oha, 22 Feb 2017.
+T-

Последнюю пещеру нашего спелеопохода 1 категории сложности мы посетили 5-го марта 2017 года. Маршрутная книжка № 1-17, выданная нам в спелеоклубе им. Нассонова (СКН, Уфа), требовала, чтобы мы срочно нашли пещеру взамен упущенной Большой Лабиринтовой. Мы, не придумав ничего интересного, решили ехать в Ашу, в надежде попасть в Олимпийскую пещеру (пос. Точильный), а если нет...

Самая Сухая Атя

Карта пещеры Сухая Атя

Красивый нарисованный план пещеры.

Вообще, после утомительной Вертолетной пещеры мы приняли отважное (слабоумное) решение не стирать комбинезоны. Некоторые (например,я) пошли дальше и оставили грязный комбез в трансе, а транс — в холодной машине. "Отогреется, пока будем ехать". В Точильном повторилась та же история, что и в Ишлах: отсутствующая дорога к пещере и перспектива пятикилометровой прогулки на гору по колено в снегу с верёвками и снаряжением. И даже если бы мы дошли быстро, впереди бы нас ждала навеска в два колодца. Было очень заманчиво, но всё-таки решили закончить поход на вёселой ноте и поехали в Атю.

Как и предполагалось, надевать холодный и испачканный комбинезон — не самое приятное развлечение. Да и в пещере в таком виде замерзаешь гораздо быстрее. Так что лучше было потерять полчаса сна и постираться...

Комбезы так и не высохли

Перед выходом в пещеру.

От автомобильной дороги до входа в пещеру остается всего метров 50. Пещера Сухая Атя находится на другом берегу одноименной речки, через которую мы переходим по изрядно подтаявшему льду. Лед похрустывает, но держится. Вход в пещеру укрыт за большими мшистыми валунами, откуда идёт влажный и густой пар.

Сам вход уходит вниз под углом, естественно везде снег и лёд. Костя призывает к осторожности на входе, так как удариться головой там проще простого. Внутри небольшой грот и узость, уходящая вглубь и разделенная на два хода большим стволом дерева. Отсюда начинается наше путешествие в эту неприветливую нору.

Ледовые натёчки

Ледовые сталагмиты и клубы пара

О количестве грязи в этой пещере ходят легенды далеко за Уралом. Спелеологи из поколения в поколение передают тайны прохождения этих подземных трясин. Только самые стойкие и отважные спелики выйдут отсюда невредимыми. Поэтому именно в Сухой Ате проводят посвящение в спелеологи. Человек, выдерживший столько грязи отныне может ходить в любые Ашинские пещеры.

Однако, некоторым участникам явно по душе происходящее в пещере. Где, как не в Ате, можно впасть в дество и безнаказанно пачкать, катаясь по полу.

Началась самая интересная часть пещеры

Аделька в полном восторге от пещеры.

Как и в Киселёвской пещере, тут приходится очень много ползти. Ориентироваться тут совершенно невозможно, особенно новичкам, так как всё полностью заглинено, а в некоторых местах местность напоминает топкое болото и трясину. Помню, что мы все время ползли и ползли по этой грязи, иногда попадая в какие-то зальчики.

50 оттенков грязи

Кто-то явно получает удовольствие и не хочет уходить.

В одном из больших залов, в самом центре была огромная грязевая гора, у подножия которой конкретно засасывало, а на вершине было что-то вроде трона из грязи. Выглядело очень эпично. А вообще это напомнило всякие передачи по ТВ, где участники предолевают различные препятствия, например забираются на гору из грязи и глины.

Когда больше не можешь рассматривать грязь на фотографиях.

Так как комбинезон с самого начала был холодный и влажный, замерзла я почти сразу. Согреваться было трудно, несмотря на то, что мы то и дело куда-то ползли. В некоторых местах было настолько узко и тесно, что я не могла повернуть голову в каске прямо и смотрела только вбок. В одном из шкурников жидкая часть занимала сантиметров пять от пола. Сразу стало как-то грустно от понимания, что сейчас все это потечет внутрь комбезика...

Подземелье

Где-то в недрах пещеры.

Фотографироваться было сложно: в пещере дикая влажность, и если ты за первые 5 секунд не успел отсняться, то вся оптика тут же запотевает. Это проблема, потому что обычно не так много времени отводится на прохождение, особенно, если поход спортивный, как у нас.

Наконец, наступил момент, когда пришлось возвращаться обратно. Я так закоченела, что просто мечтала выйти на свет и бегом бежать к машине. Хотя впереди ждала неприятнейшая процедура снятия комбеза на холоде трясущимися руками...

А где-то там чай с печеньками

Кое-кто замёрз и хочет домой.

Итоги

Вот так закончился мой первый официальный поход. В спелеоклуб им. Нассонова я попала в конце декабря 2016 года, а уже через несколько месяцев мы прошли спелеопоход 1 категории сложности. Ритм жизни у спелеологов достаточно быстрый.

Хочу сказать большое спасибо клубу за возможность тренироваться и ходить в такие классные пещеры (а самые-самые ещё впереди!) и всем участникам нашей единички: руководителю Косте, Адельке, Ильдару, Руслану (нашему фоторгафу), Андрею (бессменному водителю) и Антону.

Уставшая и счастливая

Счастливая Адель

нассоновец Руслан

Руслан — наш замечательный фотограф

Наш маршрут: пещ. Киселёвская (им. Чебаевского) — пещ. Новомурадымовскаяпещ. Вертолётная (Ахмеровский провал) — пещ. Сухая Атя. 24.02.17 — 05.03.17 г. СКН г. Уфа.