Пещеры Сосенки и Грёзы. Спелеопоход 2 категории сложности

Опубликовал Rioha Oha, 08 Aug 2019.
+T-

Спелеопоход 2 категории сложности. Южный Урал. Пещеры: Пропащая ЯмаМедвежий колодец, Грёзы — Сосенки. 2-5 января 2019 года. Технический отчет №4-19 защищен и находится в БМКК спелеоклуб им. В.Нассонова (СКН Уфа).

Стоит организму чуть-чуть расслабиться, как уже ничего не хочется делать. Так и вечер в домике с играми и разговорами оказал на меня прямое действие: вставать утром и идти по 30-градусному морозу в ещё две пещеры было очень лениво. «Хорошо, что у нас есть руковод, он нас заставит», – подумалось мне сквозь сон.

Сегодня по плану были две пещеры: Грёзы и Сосенки. Это две небольшие «двоечные» пещеры, которые заложены в одном массиве (входы располагаются недалеко друг от друга) и соединяются весьма забавным траверсом, который мы, конечно, собирались пройти! Обе пещеры расположены на территории национального парка Башкирия, нахождение на его территории без разрешения администрации чревато крупным штрафом.

Названия у пещер говорящие: вокруг Сосенок растут уже взрослые сосны (во времена открытия пещеры они были совсем маленькие), а в Грёзах можно увидеть очень красивые натечные образования всех видов, а также подземное озеро и речку с прозрачной водичкой и водопадом. В общем, всё о чём мечтает спелеолог, а особенно первооткрыватель. Описывать всё это бессмысленно, лучше увидеть собственными глазами. А собственными глазами увидеть тоже не каждому посчастливится, так как для прохождения нужны навыки обращения с веревкой и хорошая физическая подготовка.

Первыми в Сосенки ушли Сережа и Андрей проверять свою проходимость (траверс оказался весьма непростым), а мы пошли следом, по пути немножко потерявшись. По ходу этих брожений вокруг двух пещер был придуман шикарный план оставить вещи у выхода из Грёз, а спускаться через Сосенки, таким образом, вылезши из пещеры, можно сразу было переодеться и погреться.

Кругом лежали пушистые снежные сугробы, мороз щипал носы и щеки, а организм требовал сна и теплой постельки. По пути выяснилось, что для Сереги траверс не совсем по зубам (то есть габаритам), поэтому мы договорились увидеться на дне Грёз и устроить совместный перекус.

Спуск в Сосенки напомнил Октябрьскую пещеру: во-первых, было очень холодно, а во-вторых, навеска и вход в пещеру очень уж похожи. И вот начало колодца, заледеневшие руки, сжимающие решетку, и любимая дубовая веревочка. Хочется сказать "Поехали", но не тут-то было. Суммарный спуск (а в пещере несколько небольших колодцев) составил около 60 метров. Несмотря на то, что по сравнению с грозной Пропащкой Сосенки показались мне маленькими, в целом это вполне себе пещера 2 категории.

Чтобы пройти из Сосенок в Грезы нужно сначало преодолеть хитрое и узкое окошко в начале пещеры. Особую изюминку этому проходу придает то, что залезать в него нужно вперед ножками. Посмотрев на все это дело, сразу стало понятно, что у Сереги просто не было шансов туда залезть. А впрочем, что рассказывать, – смотрите сами!

Многие новички, попадающие в пещеры, очень боятся узких мест и шкурников. У кого-то проявляется клаустрофобия, кто-то переживает, что застрянет. Опытные же спелеологи и кейверы знают, что тело по велению ума может принимать любые формы и перераспределять массу в нужное положение, поэтому с легкостью и изяществом преодолевают даже самые сложные проходы. Приходите к нам в клуб, вас тоже научат (реклама).

Оставив позади одну пещеру, мы пошли осматривать другую. Дима попутно рассказывал про пещерную реку и всякие пещерные красоты, а мы кивали и поддакивали. В Грёзах, конечно, красиво, но я еще от предыдущих трех пещер не отошла, чтобы с чистого листа оценить. Пещера большая и просторная, интересно, что в прошлом году здесь проходил семинар по спасработам.

Наконец, мы пришли к водопаду на место обеда, где и встретились с нашими товарищами. Все бы ничего, на этот раз мы и горелку даже для воды взяли, но, чтобы еще раз доказать, что мы не развлекаться сюда пришли, заварку благополучно забыли утром в домике.

На наше счастье на обед был джем, так что получилось что-то вроде компота. Также мы выполнили стратегическое задание: найти забытый другой группой термос, выпить из него чай и доесть печеньки. Done!

После обеда мы разделились: Дима поручил Камилле снимать веревку с Сосенок (и сам пошел с ней), а мы выходили из Грёз, последними Серега и Руслан, снимающие навеску.

Амплитуда (перепад высот) у пещеры Грёз 91 метр, несколько небольших колодцев, идущих каскадом, дальше несколько извилистых ходов и выход совсем близко. На подъеме удалось оценить белоснежные стены колодца пещеры и всякую красотень. Я немного устала и уже хотела на солнышко, на поверхность. У самого выхода нашли чьи-то дырявые сапоги, примерзшие к полу (забрали, посчитав за мусор). А Андрей за все это время умудрился сломать сапоги.

Вышли очень быстро, ещё минут через 30-40 вышли последние с веревкой. Ребята решили поехать в домик, а мы с Андреем пошли к Сосенкам дожидаться Диму с Камиллой. Заодно и перевести дух, чтобы эмоции слегка остыли.

И тут мы немного зависли, так как толи у Камиллы силы кончились, толи просто так сложилось, но не прошло и полутора часов, как на поверхности появилась сначала сама Камилла в немного отмороженном состоянии, а вслед за ней и Дима. Именно в этот момент наш спелеопоход закончился на самом деле.

Вокруг было уже темно и тихо, лес молча и равнодушно стоял вокруг черной стеной, и кроме нас, стучавших зубами от холода, в этом лесу уже никого не было.

Финальным аккордом был наш уютный домик на берегу реки, где собралось чуть больше 20 человек, горяченная баня, глинтвейн, шашлыки, гитара и море хорошего настроения. В общем, все как я люблю. 5 дней пролетели как одно длинное и яркое мгновение.

Я хочу поблагодарить всех ребят, кто придумал, организовал и воплотил в жизнь этот новогодний выезд. Спасибо вам огромное! Я надеюсь, мы обязательно повторим что-то подобное. Такие встречи действительно сближают. Спасибо спелеоклубу им. Нассонова за приключения, которые мне и не снились до того, как я попала к вам. Спасибо Диме, Сереже, Камилле, Ильдару, Ильнуру, Алексею, Андрею и Руслану за поход.