Пещера Пропащая Яма. Спелеопоход 2 категории сложности

Опубликовал Rioha Oha, 25 Mar 2019.
+T-

Спелеопоход 2 категории сложности. Южный Урал. Пещеры: Пропащая Яма — Медвежий колодец, Грёз — Сосенки. 2-5 января 2019 года. Технический отчет №4-19 защищен и находится в БМКК спелеоклуб им. В.Нассонова (СКН Уфа).

Так получилось, что это уже вторая «спелеодвойка» с интервалом ровно год. И хотя от прошлого похода остались очень хорошие и тёплые воспоминания, в этот раз я немного сомневалась, стоит ли идти.

С другой стороны, планировалось аж две ночевки в Пропащей, а это у меня впервые! Ко всему прочему на каникулы планов у меня не было, поэтому, поразмыслив, я решила-таки сходить. Тем более, что ни в одной из этих пещер я еще не была. Вообще, получился большой клубный выезд: поехало почти 30 человек, кто-то проходил 1 кс, кто-то искал новые пещеры, мы в «двойку». И финальным аккордом должен был стать большой праздничный ужин в уютном домике.

И вся эта красота планировалась в Бурзянском районе (Киекбаево, Иргизлы), о живописности которого сложили немало легенд.

Проблемы были стандартные: муторный сбор снаряги и еды, долгая дорога, непонятная заброска («берите лыжи, ребята», «возможно будет лошадка», «может быть мы не сможем перейти брод»), очень холодный прогноз. Не сказать, что тащиться в пещеру (в гору) по морозу с барахлом заманчиво, а уж стоять у входа час-другой в комбезе и снаряге в ожидании спуска — тем более. Хотя, куда же без приключений?

Заброска

И вот мы поехали… С первой зорькой и даже раньше, по пустой трассе 2 января мы проехали чуть больше 400 км. За рулем был Андрей (вторую машину вел Ильдар), в Киекбаево встретились в остальными участниками и другими ребятами из клуба. Погода звенела, стоял крепкий морозец, светило яркое солнце, и на небе — ни облачка!

Мы с Андреем доехали до самого съезда к реке, проверили брод, вернулись в деревню. Тем временем был найден снегоход. А значит, снаряга поедет сама, а мы добежим налегке. Правда, снегоходчик, как выяснится позже, не совсем правильно нас понял, и вместо того, чтобы забросить вещи до верха, поближе к пещере, он просто довёз их по речке к подъему. Контролировать заброску поехал Сергей, а мы в ввосьмером сели к Андрею и доехали до речки. Быстрый перекус, надеваем лыжи и пора!

Белая река, Агидель… Сколько песен и легенд о тебе сложено! Как только не восхваляли твою красоту! И действительно, от возвышающихся по сторонам скал не оторвать глаз, солнце играет на снегу и льду, все сверкает. Идём по снегоходному следу. Снега почти нет, лыжи оказались лишние.

Руслану особенно «повезло» взять широченные охотничьи лыжи — громоздкие и неповоротливые. До пещеры 5-6 километров, и вот уже скоро выходим на берег, на котором валяются оставшиеся трансы, рюкзаки и … пачка пельменей? Вот так сюрприз!

Забрасываемся вместе с остатками вещей к пещере. На некрутом склоне, в окружении заиндевевших от дыхания пещеры сосен и ёлок, в снегу зияет черным провалом дыра (если выражаться на сленге спелеологов). Дыра с виду небольшая, но многообещающая. Тем временем ребята уже развели костер, все активно греются, перекусывают, переодеваются.

Ильдар с Камиллой идут навешивать соседнюю пещеру Медвежий колодец. Навеску в Пропащую Яму делает Сергей с Русланом. Время еще раннее, вокруг всё залито солнцем и можно походить погулять. Склон заканчивается большим плоским полем, обрамляет которое редкий лесок.

Первая ночёвка

Спуск бы не такой уж страшный, но я и там успела накосячить. Долго-долго я болталась посреди колодца, в чёрной и недружелюбной пустоте метрах в тридцати от дна, борясь с оттяжкой и слушая Димины советы: «встегни жумар», «отстегни жумар». После победы над оттяжкой я как-то незаметно для себя уже стояла под колодцем.

В самом начале пещеры расположен так называемый зал ПБЛ — место, где удобно и логично установить лагерь для ночевки. У нас две палатки на девять человек, но что-то не видно ровных мест, где можно было бы сладко выспаться для новых подвигов. Кругом камни, камни, уклоны, ямы…

Забегая вперед, скажу, что пещеру сложно назвать красивой, но её мрачность, строгость и сложность оставляют очень яркое впечатление. Хотя есть и действительно изюминки в этой пещере. Яркий пример — изумрудное озеро Брехунов, которое сфотографировал Ильдар. Посмотрите, какая красота!

Вскоре лагерь приобретает жилой вид: палатки обживаются ковриками и спальниками, в закутке по пути к озеру установлен наш стационарный туалет для небольших потребностей (который мы заберем с собой, когда будем выходить из пещеры). Ну а для серьезных дел наш уважаемый руководитель Дима предложил прогуливаться на поверхность (чуть более 80 метров жумаринга). В общем, я так поняла, что можно и потерпеть.😅

С палатками получилось весьма неплохо: в одной палатке нашёлся ровный пятачок как раз для пятерых человек. Я кое-как расположилась среди камушков. А вот второй палатке повезло меньше: хоть у ребят и были надувные коврики, но спать пришлось буквально в яме.

Погода была хорошая, тьфу… В пещере было уютно, мрачно, тихо — жить можно, короче. За вечер выпили огромное количество чая, закусили пельменями (спасибо Алексею за такой подгон), сыграли в настолку, которую взял Руслан, и легли пораньше спать.

На следующий день

В пещере спалось отлично! Тихо, темно, тепло, только храп товарищей разносится под сводами нашего подземелья. Но вот, пора вставать...Быстрый завтрак, сборы и пора исследовать пещеру. В Пропащей Яме около 3.5 километров ходов, а сложность пещеры в том, что везде нужна снаряга. По плану было пройти основную часть пещеры, исключая особо грязную Мясорубку (тем, кто смотрел "Сталкера" Тарковского, название покажется особенно мрачным).

С самого начала пошло SRT — передвижение по верёвке в спелеостиле. Небольшие уступчики то вверх, то вниз чередовались, чередовались, потом мы попали в шкурник, выход из которого оканчивался Каньоном. Наш руковод продемонстрировал чудеса пещерной подготовки, забираясь везде без снаряги (понятно же, пачкать не хотел).

Посмотрев на Каньон, я сильно загрустила. Это был такой коридорчик шириной метра полтора и глубиной метров 10, не меньше, который предстояло пройти в распоре на уровне этих пресловутых 10 метров от пола, пристраховавшись к каким-то очень странным перилам.

Кроме того, в Каньон еще надо было сначала вылезти из окошка на уровне полутора метров. В общем, без помощи товарищей я не обошлась. После такого меандр в Камышактынской пещере мне показался простой забавой. С ужасом я думала про обратную дорогу через этот меандр…

Пропащая Яма. Водопад Виктория

Но впереди еще было полно приключений: красивый зал с водопадом Виктория, проход по обвальной наклонной полке зала Мухондасовка, Рыжий зал, Юбилейный зал, зал Вени Пряникова (хотелось бы узнать, что это за Веня такой). В Юбилейном зале мы устроились на обед на огромном красивом камне-чемодане. Вокруг камня лежали совершенно обычные почерневшие березовые листья, веточки, присыпанные мелким речным песком.

Обед был омрачен тем, что пришлось пить некипяченую пещерную водичку из озера Брехунов, так как горелку мы оставили в лагере (что мы, слабаки какие-то?). Я-то к тому моменту успела попить из лужи в пещере, а вот другие немного расстроились. Через три месяца после похода могу сказать — выжили все.

Особо яркое впечатление произвел на меня проход в зал Вени Пряникова. Странные перила в полном отвесе… Впрочем, смотрите сами на эту красоту на видео.

На обратном пути мы разделились: ребята пошли осматривать проход-траверс в пещеру Медвежий колодец из зала Водопада Виктория, а я с Ильдаром и Ильнуром пошли обратно в лагерь. Интересно, что пройти из Пропащей в Медвежий удается не всегда: зимой соединение может зарасти льдом.

Обратная дорога через Каньон была ничуть не легче, только нас было всего трое и было как-то еще мрачнее. Дойдя до конца, я не смогла забраться в это дурацкое окно и пришлось кричать Ильдару (который уже куда-то учесал), чтобы он помог залезть.

На выход мы потратили чуть больше 8 часов. Вечером все были немного уставшие, обсуждали планы на следующий день. Проход в Медвежий был открыт и мы решили разделиться: часть ребят выходит из Пропащки, а 5 человек с трансами выходят через Медвежий.

Я так сильно устала с непривычки (и даже больше морально), что предложение пойти траверсом восприняла в штыки, ведь нужно опять ползти через Каньон. С другой стороны жумарить из Пропащей, а потом спускаться-подниматься в Медвежий тоже не особо интересно… Решила подумать до утра.

Дима беспощадно и безапелляционно заявил, что вставать мы будем в 6 утра. Так что в 10 вечера мы уже лежали в полной темноте. А тем временем, Андрей и Алексей, которые решили прогуляться наружу, спустились обратно и стали пить чай, и болтать недалеко от палатки.

Надо ли говорить, что слышно было каждое слово. Так мы и лежали, в темноте, засыпая под звук двух голосов.

В отчёте использованы фотографии одного из участников — Ильдара Юсупова. Продолжение читайте во второй части…