Пещера Октябрьская. Спелеопоход 2 к.с.

Опубликовал Rioha Oha, 07 Apr 2018.
+T-

Октябрьская пещера

Октябрьскую пещеру мы посетили также в рамках спелеопохода 2 категории сложности. Мы – это спелеоклуб им. Нассонова (СКН, УФА). Маршрутная книжка №2-18, отчет защищён и хранится МКК, в нашем клубе на Ленина 43. За поход мы посетили 3 пещеры: Камышактынская им. Вахрушева 2А (-110 м), Аю-Ыскан 2А (около -70 м) и Октябрьскую 2Б (-98 м).

Общая информация о пещере

Октябрьская – интереснейшая пещера на территории Южного Урала. Расположена пещера на берегу живописной реки Зилим, в 3-4 километрах от деревни Таш-Асты. Очень спортивная – по категорийности 2Б, идеально подходит для спелеопоходов. Соседствует с такими пещерами как Киндерлинская (Победа), Аю-Ыскан, Леднёва.

Открытие и исследования пещеры пришлись на 1976-1979 года. Первыми в пещеру попали спелеологи из города Октябрьский и дали ей имя своего города. После них активное изучение пещеры проводил известнейший уфимский спелеолог Низамутдинов Рафаил (Рафа), руководитель спелеосекции «Орион», и председатель МКК РБ по спелеотуризму (до 2006 года). На это же время пришлось изучение Победы и первые топосъемочные работы «орионовцами».

Карта Октябрьской пещера

Вход в пещеру расположен на склоне холма одного из распадков. Представляет собой шахту, уходящую на 86 метров вниз. Колодец широкий, имеет очень большой объем. Верхняя часть зимой обледеневает и покрывается инеем. Далее со дна колодца пещера уводит в несколько залов. Общая длина всех ходов – 1532 м. Октябрьская – одна из самых глубоких и протяженных южно-уральских пещер. Многие новички мечтают сюда попасть, когда начинают заниматься. Это потом уже Сумган, Крым, Кавказ…

Подземные чертоги

К походу нашей «тройки» присоединился Султан и Андрей, с которым мы прошли «единичку» в прошлом году. Довольно быстро сориентировались на реке и поднялись по распадку. Опознав холм, почти без труда поднялись к входу. Наверху есть удобная небольшая площадка, где можно спокойно переодеться и перекусить. Сразу повесили перила у входа – подходить близко ко входу очень опасно.

Веревку навешивал Костя, за ним ушел Султан. Примерно через час мы уже прилично замерзли, так как особо погулять наверху негде, а мороз в январе довольно суров. При этом, команды идти на спуск еще не было. Пока мы стояли без дела, Костя навешивал все 14 перестёжек. Эх, нелегко быть руководителем…

Вход в Октябрьскую пещеру

Наконец пришло время спускаться. В такой большой колодец я попала впервые. Сначала есть куда упереться ножками, сыпется снежок отовсюду. Руки были замерзшие и начали болеть, пришлось заблокировать решетку и повисеть минутку, отогревая их дыханием. В чернеющей пустоте внизу кроме фонарей товарищей ничего не разглядеть (что к лучшему, почти не страшно). Перестежек на веревке очень много, поэтому мы идём достаточно близко к друг другу. Веревка переходит от стены к стене, в отвесах начинает кружить. От этого кружения немного страшно. Тем более, что фонарь начинает освещать весь этот огромный простор внутри. 86 метров – это как 28-этажный дом!

Решётка (спусковое устройство) в этот раз едет почти без тормозов, и довольно скоро мы собираемся на дне колодца. Снимаем снарягу и идём в зал Красных натёков. На всех картах он имеет разные названия: Зал Креста, Коричневый зал, и даже шутливое – «Титьки».

Октябрьская пещера

По пути мы проходим много узких ходов, скальных уступчиков, так называемую «Китайскую стену». В одном узком месте по дну течет ручей. На протяжении всего хода в ручье лежат погибшие летучие мышки. В клубе говорят, что они там уже давно.

Дальше мы выходим в большой зал. Тут и там расколотые глыбы с человека ростом, как будто бы есть следы недавнего обвала. Выглядит всё довольно угрожающе. Долго соображаем, куда идти дальше. Наконец находим проход: сначала нужно обойти скальником ребро, торчащее над глыбой камней, потом протиснуться в узкое окно и проползти (не улетев хрен знает куда в пропасть) дальше.

После чего попадаешь в тот самый красивый зал. Во всех этих сложных местах я нервничала, ребята подстраховывали. В окошке я вообще зацепилась за торчащий сталагмит и долго не могла освободиться от его крепких объятий (на память остался багровый синяк).

В зале две характерные натёчные горки. Сам по себе он совсем небольшой и поэтому мы скоро идём обратно. Вернувшись к нашим вещам, мы идём на экскурсию в зал Белых Натеков – самое красивое и волшебное место в пещере.

Вообще залом назвать это сложно: это скорее длинный широкий ход (метров 300 примерно), потолок которого полностью покрыт тончайшими прямыми сталактитами, напоминающими свисающие спагетти. Сталактитов сотни и всё это похоже на непрекращающийся дождь, который идёт сотни и тысячи лет.

Октябрьская пещера

Почти всю дорогу нужно идти, пригибаясь, чтобы не повредить эту хрупкую красоту и ничего не сломать. Вокруг очень много белоснежных натёчных горок, гуровых ванночек, кое-где видны геликтиты. Всё это – большая редкость для пещер, поэтому нужна особая осторожность. Если испачкать белые натеки глиной – отмыть их уже не получится. Сломанный сталактит может не вырасти и за сто лет.

Двигаемся даже быстрее нашего пещерного графика, поэтому осматриваем все не торопясь. Сделав несколько фотографий, возвращаемся к месту начала подъема. Чтобы набраться сил, устроили перекус. А дальше нас ждет 86 метров «жумаринга». Прямо как на контесте в зале.

Первым ушел Султан, за ним пошла я. Вышла примерно минут через 20 после него. Ильдар вызвался снять навеску. После подъема усталости почти не было, да и поднималась довольно уверенно. Через 1-1.5 часа все были уже в сборе. Напоили Ильдара чаем, переоделись и пошли вниз. Идти последние 4 км было очень тяжело. Видимо организм после выхода сразу переключился на отдых, так как до этого все эти 7 часов был в постоянном напряжении и концентрации.

Подводя итоги

Проходя спелеопоход 2 категории, я неизбежно сравнивала ощущения с нашей «единичкой». Мы стали чуть сильнее, опытнее, справились со всеми трудностями. Это был прекрасный опыт. «Двойкой» мы как бы подвели итог года занятий в Нассонова. Хочу сказать спасибо, всем, кто составил компанию мне, Косте и Ильдару в эти дни: Султану, Андрею, Жене, Галке, Лене и Шамилю, и Илье. И, конечно, поблагодарить Костю – нашего руководителя за терпение и неиссякающий оптимизм.

Октябрьская пещера

Дорогие друзья! Помните – пещеры нуждаются в нашей заботе! Посещая пещеры, пропасти и гроты не мусорите внутри, не рисуйте на стенах, не жгите свечи и факелы, ничего не выносите и не ломайте, не беспокойте летучих мышей во время зимней спячки (с октября по апрель). Соблюдайте технику безопасности.