Спелеопоход 1 к.с. Часть 2. Пещера Новомурадымовская

+T-

Мурадымовское ущелье мы посетили 26 февраля в воскресенье. За день до этого нас постигла неудача с пещерой Вертолетной, в которую мы не смогли попасть из-за отсутствия дорог в ближающую с ней деревню. В этом небольшом отчёте попытаюсь кратко изложить наши приключения.

В отчете использованы фотографии одного из участников — Руслана Шарафутдинова.

Туда и обратно

На этом этапе нашего зачётного похода к нам присоединился еще один спелеолог из нашего клуба (СКН, УФА) Антон. Таким образом нас стало семеро, а семь, как известно, счастливое число.

Субботний день результата не принёс, но появилось время набраться сил и выспаться. Выезд планировался в промежутке между 4 и 6 утра, так как руководитель Костя этой ночью работал. В 6 часов меня разбудил звонок и в 7 утра мы стартанули из Дёмы в сторону деревни Мурадымово. Утром, холодным и мрачным, шёл дождь... Предвещал он мокрую одежду и унылую и промозглую погоду.

Конечной точкой путешествия по дорогам Башкирии была деревня Мурадымово. Ехать до нее около 350 км, а значит за день всего порядка 700. Всё это означало возврат домой не раньше середины ночи, а завтра у всех был рабочий день. В наши смелые планы входили две пещеры парка Мурадымово: Новомурадымовская и Большая Лабиринтовая.

В конечной точке нас ждал всё тот же дождь и путь по глубокому снегу. В этот раз мы взяли снегоступы, правда, кое-кто всё же шёл без них. Собрав вещи, выдвинулись в путь. На пути к пещере ждала река и подъём вверх по ущелью.

Подойдя к реке, мы немного "приуныли", так как обещанного моста через р. Малый Ик не было (смыло, разобрали?), а река уже вполне себе вскрылась ото льда. Время шло, а мы на ходу придумывали странные варианты: взять у местных лодку, раздеваться и идти вброд... В конце концов, пошли искать перекат. 500 метров пути вперед, и нашлось неглубокое и удобное место. Переходили не раздеваясь, в надежде, что высоты сапог хватит и вода не зальётся.

После преодоления реки, поднялись по ущелью практически до самой пещеры, у который стоит домик. В домике переоделись (верхняя одежда уже неплохо вымокла к этому времени), перекусили и выдвинулись в подземелье.

Вход в пещеру был заварен решеткой, под которой пришлось проползти. Небольшой лаз, и мы внутри... А впереди – несколько часов новых впечатлений.

Начало пещеры достаточно свободное: прошли через так называемый "Комариный Ход", в котором на сводах сидели самые настоящие комары да пауки! Дальше нужно было спускаться между камней вниз. В этом месте привязана веревка с узелками, но всё равно как-то страшновато: там и тут зияют дыры куда-то вниз, да и навернуться на скользких камнях неприятно.

После вступительного спуска в пещере прямо внутри приварена небольшая стальная лестница, полностью обледеневшая, по которой мы аккуратно поднимаемся. Дальше еще один спуск по покатому каменистому склону, уже без веревочки, поэтому ребята подстраховывают. Спустившись, оказываюсь в реке, которая течёт не по земле, а по белоснежному льду. Выглядит необычно.

В пещере очень много летучих мышек. Когда искала информацию о пещере, прочла что их тут 7 или 8 видов. Всего в Башкирии насчитывается более 12 видов этих милых существ. С конца октября по апрель-май летучие мыши впадают в спячку: они поодиночке или гроздьями висят на стенках без какого-либо движения. Ни в коем случае нельзя будить, трогать их, шуметь рядом и светить ярко фонарем. Если летучая мышь проснется, то, скорее всего, умрет, так как будет не в состоянии прокормить себя (а питаются они насекомыми).

После прохождения первой части пещеры, попадаем в большой зал. До этого я не видела таких больших пространств под землей. Очень красиво. Здесь мы должны сделать навеску веревки и подняться на небольшой второй этаж. Навеска делается свободным лазанием по своду пещеры с нижней страховкой веревкой.

Задача непростая, но вскоре верёвка висит, и мы переодеваемся. Мой первый подъем и спуск по верёвке в пещере... Наверху ещё одна верёвка на ещё один уступ. Веревка старая, поэтому я не рискую по ней подниматься, да и делать там особо нечего. Этаж довольно маленький, но с небольшим красивым озерцом. Осмотрев это место, потихоньку спускаемся.

Ощущения необычные. Но очень скоро спуск отходит на второй план и меркнет перед мощной красотой этого места. В пещере очень большие залы, своды уходят далеко-далеко, хотя отчасти это искажение зрения и восприятия. Уходим всей командой по руслу ручья вперед.

Залы перемежаются галереями и интересными ходами. Там и тут встречаются мощные натёчные водопады и другие образования, своды раскрашены как красками, рыжими, белыми и даже фиолетовыми пятнами. Очень много гуровых ванночек с кристально чистой водой, а на сводах красивое лунное молоко (мондмильх).

Мышки в галереях висят даже по двое. А в одном из ходов на шерсти мышки заледенел конденсат, превратившись в красивые кристаллы. Возможно, тут проходит какой-то воздушный поток, благодаря которому образуется такая «шубка». Все эти ходы заканчиваются сифоном (затопленный узкий лаз), соединяющим Новомурадымовскую с другой пещерой — Водосбросовой. Долго и неспешно гуляем по этой большой пещере, осматриваем уходящие куда-то щели и лазы, и потихоньку выдвигаемся в обратный путь.

Время проходит незаметно. Выбравшись наружу, констатируем факт, что в Лабиринтовую пещеру попасть мы просто не успеваем физически и со спокойной совестью, мокрые и уставшие едем домой. В 2-30 утра захожу домой и ложусь спать, оставив грязный и мокрый комбинезон до завтра в рюкзаке. Впереди еще две пещеры...

Спелеопоход 1 категории сложности состоялся в феврале-марте 2017 года. Маршрутная книжка №1-17, технический отчет и все документы находятся в МКК, в спелеоклубе им. Нассонова, г. Уфа. Было пройдено 4 пещеры: Новомурадымовская, Вертолетная, Киселевская, Сухая Атя.
Опубликовал Rioha Oha, 11 Feb 2017.