Пещера Медвежий колодец. Спелеопоход 2 категории сложности

Опубликовал Rioha Oha, 06 Apr 2019.
+T-

Спелеопоход 2 категории сложности. Южный Урал. Пещеры: Пропащая Яма — Медвежий колодец, Грёз — Сосенки. 2-5 января 2019 года. Технический отчет №4-19 защищен и находится в БМКК спелеоклуб им. В.Нассонова (СКН Уфа).

Утро

Шёл 10 час заброски... Трансы летали по колодцу… Вокруг раздавались крики обезумевших товарищей… Стоп-стоп-стоп. Это же не из нашего отчёта!

В нашем лагере всё было тихо-мирно: сопение и храп к утру даже поутихли. Как я уже говорила, нам попался особо жестокий руковод. Нормальный сон часиков до 9 утра Дима нам запретил, поэтому уже в 5:45 утра (!!!) мы с Серёжей сидели в тамбуре палатки (представьте себе груду камней и глины, на которых ютятся половинки от ковриков в окружении грязных сапог всех мастей) и варили кашу.

Во время завтрака стало очевидно, что новое блюдо кускус явно не всем пришлось к столу. Вообще, я была поражена в этом походе зависимостью спелеологов от еды. Весь поход я только и слышала: «где наши сникерсы», «а почему нет хлеба», «я такое не ем» и опять — «когда же будут наши сникерсы».

Я была очень рада, что мучительный завтрак быстро закончился, а вместе с ним и недовольство моих дорогих товарищей по походу. Начались другие проблемы — сбор лагеря перед выброской. Я готова была поставить что угодно на то, что мы будем собираться часов 5.

Вы не поверите, но спелеологи находят такие места уютными. На фото наш лагерь.

С вечера Дима предложил на выбор два варианта: часть людей идёт траверсом по дну в пещеру Медвежий колодец, часть поднимается из Пропащей и идёт в Медвежий через верх навстречу первой группе. Мне так не хотелось снова идти через Каньон, но любопытство пересилило. Тем более Дима обещал узкие шкурники, а шкурники я люблю. И я согласилась. Да и эмоции вчерашнего вечера немного схлынули.

Как ни странно, но уже в 8:30 все были готовы на выход. Зал ПБЛ блестел девственной чистотой (т.е. тускло отсвечивал в круге света фонаря однообразно коричневой глиной).

В общем, на траверс мы пошли впятером: Дима, Сережа, Камилла, я и Ильнур. Чтобы всё было по-честному, мы взяли с собой пять трансов с нашими пожитками. Один особо тяжелый был забит верёвками.

Где-то здесь должен быть проход в другую пещеру!

Как ни старалась я в позитивном ключе посмотреть на Каньон, но когда пришел через лезть в это дурацкое окошко перед ним, стало опять грустно. Дима, конечно, помог (спасибо), Сережа подбодрил («да я три раза так делал») и, страдая в глубине души, я, конечно, прошла. Ну а дальше всё пошло как по маслу. Спуски, подъемы и вот уже заветный шкурный траверс.

Последний взгляд на суровую Пропащую Яму, которая была нашим спокойным и тихим домом почти два дня, и мы начинаем ползти в сторону второй пещеры. Здесь была применена командная тактика передачи трансов.

Сначала мешки собираются в одном месте, потом спелеологи, извиваясь как змеи, расползаются друг от друга на расстояние двух метров и по цепочке передают трансы. Потом все снова собираются у накопителя мешков, и так до самого конца. Места очень мало, и становится понятно, почему транспортные мешки делают в форме узких цилиндров.

Какие бывают шкурники, можете оценить на этом видео.

Чем дальше мы ползли, тем чище и холоднее становилось в узком проходе между двух пещер. Дул сильный ветер, на стенках стал появляться лёд. Наши комбинезоны обтёрлись о стенки и стали совсем чистенькие. Пара гимнастических приёмов и мы вывалились на дно Медвежьего колодца.

Мы стояли внизу колодца на гладком прозрачном льду, припорошенном песочком. Древний не тающий круглый год лёд покрывал стены вокруг. Интересно, что этот ледник имеет многослойную структуру, а ещё в его толще можно увидеть камни и, говорят, даже медвежьи черепа!

Фотографируемся для отчёта, и вот уже слышатся голоса сверху. Дожидаемся остальных, настроение отличное, хочется уже побыстрее увидеть синее небо и солнце! В пещере очень холодно, поэтому те, у кого резиновые сапоги уходят первыми. Передо мной идёт Серёжа.

На первой же перестёжке приготовлен сюрприз. Чтобы добраться до карабина и перестегнуть снаряжение в следующую ветку верёвки, приходится, в распоре подтянуться в ледяной щели вверх. Подвинуть выше жумар и встать в педаль не получается: ноги в узкой щели не сгибаются. К тому же лёд очень и очень скользкий.

А если вы ещё и крупный, то становится очень «весело». Так что пока я ждала очереди, пополнила свой словарь нецензурных выражений.

Однако на этом «веселая» часть не заканчивается. Как вы понимаете, когда кругом лёд, делать перестёжки (точки опоры) приходится не там, где удобно и логично, а где пещера позволяет. Плюс нетривиальный рельеф. Вот и выходит, что половину подъема приходится преодолевать лежа и пытаясь опереться ногами хоть куда.

Чтобы хоть как-то согреться, пока верёвка занята, ребята внизу начинают петь песни. Перестегнувшись, кричу «свободно», в ответ вроде бы слышу «понял», но тут же всё заглушает нестройный хор голосов. Кричу ещё пару раз, в ответ хор начинает орать ещё громче. Пришлось ждать, пока Руслан появится из-за перегиба.

Сборный хор спелеоклуба им. Нассонова

Глубина Медвежьего колодца что-то около 60 метров. Подъём заканчивается довольно-таки быстро. Правда, чтобы выйти из пещеры, приходится пройти еще пару метров по краю колодца. По-хорошему так не делается: участок небезопасный и должен быть провешен перилами. Причем на схеме навески Медвежьего эти перила как раз есть…

Выхожу из пещеры и буквально бегу к нашему костру! Настроение шикарное, хочется прыгать от радости. На улице хоть и под -30 градусов, но день солнечный и волшебный! Потихоньку собираемся, кипятим чай, дожидаемся снимающих навеску из пещер. Время еще полдень. Выбросились мы рано, снегоходчик должен подъехать в 15:30 по договоренности.

Говорят, йети и пещерных людей можно встретить до сих пор...

На наше счастье, снегоход приехал раньше на час. Быстро покидали снаряжение, посадили Сережу и помчали обратно в Киекбаево. В отличие от остальных, мне совсем не хотелось торопиться: в такой прекрасный день было приятно не спеша прогуляться по реке на лыжах. Снежок под моими «деревяшками» скрипел и искрился.

Через пару часов мы прибыли в Иргизлы, где в общем домике нас ждал горячий чай, еда, сало, а вечером — банька и даже коньячок. На следующий день мы должны были пройти ещё две пещеры: Грёзы и Сосенки.