Пещера Аю-Ыскан. Спелеопоход 2 к.с.

Опубликовал Rioha Oha, 24 Mar 2018.
+T-

...

В начале 2018 года я и Ильдар прошли спелеопоход 2 категории сложности под руководством Константина Трубицина – нашего бессменного руководителя и очень хорошего человека. Поход был заявлен и защищён в МКК (спелеоклуб им. Нассонова), технический отчет лежит там же. Пройдено 3 пещеры: Аю-Ыскан, Октябрьская и Камышактынская.

Немного о пещере

Аю-Ыскан – небольшая, но очень известная пещера. Известная, прежде всего, своим соседством с такими пещерами как: Киндерлинская (или более привычно – Победа), Октябрьская, Леднёва. Все эти пещеры расположены на берегу живописной реки Зилим, неподалеку от деревни Таш-Асты. Сама же пещера своих первооткрывателей впечатлила не только обилием натёчных образований на совсем небольшой площади, но и количеством костей и скелетов животных – медведей, куниц и пр. Отсюда и название – Аю-Ыскан – «медведь (айыу) упал».

Найти пещеру непросто – вход на вершине крутого холма не просматривается и представляет собой узкую щель. Хотя сейчас найти координаты и схему прохода в сети совсем не сложно. Поэтому пещеру часто посещают, что не всегда приносит пользу.

Категория пещеры – 2А. Открыта пещера в 1973 году. Длина всех ходов – всего 161 метр. Официальная глубина – 47 метров, что, похоже, немного не соответствует действительности, так как у нас по навеске получило три колодца: 25, 24 и 11 метров. То есть общая глубина должна быть не менее 70 метров.

Поездка в пещеру

Дорога в пещеру Аю-Ыскан

В этот выезд к нам присоединились ребята из спелеоклуба Нассонова: Илья, Лена и Шамиль (все фотографии, использованные в отчете, сделаны Шамилем Муслуховым). В деревне мы были около 10 утра, неспешно вышли. Прошли деревню и решили двигаться по льду, с виду вроде бы крепкому. Местами на Зилиме даже в январе сохраняется открытая вода, поэтому следует проявлять осторожность.

Пещеру пришлось поискать: все холмы и распадки кажутся на одно лицо, когда смотришь на них, стоя на реке. Выбрав направление, начали подниматься. В этом году снега практически не было, поэтому и без того крутой склон, был покрыт коркой льда и скользкой травой. Трекинговые палки я наивно не взяла, более того, мы с Леной были в эва-сапогах и подниматься было вдвойне сложно и даже страшновато.

В 20-ти метрах от входа путь загораживает небольшой скальник, который, как оказалось, можно и нужно обойти. Но, конечно, мы полезли прямо в лоб! Хорошо, что на этом гимнастика закончилась, и мы попали на небольшую полку перед входом. Конечно же, мы сразу принялись за еду! Начинаю убеждаться, что для спелеолога нет большего счастья, чем поесть до, во время и после пещеры.

Подъемчик

Ледяные сталагмиты охраняют вход в Аю-Ыскан

Узкий вход сменяется удобным местом, где мы надеваем нашу сбрую (комплект SRT) и идём к первому колодцу. Спуск достаточно небольшой и быстро заканчивается. Фотографируемся, осматриваем маленький зал и продолжаем спуск. Второй колодец – уже что-то интересное. Представьте себе узкий и тесный шкурник, идущий прямо вниз. Я была в восторге! Единственная проблема – в этом колодце было ничего не слышно, а двигаться через перестежки без команды нельзя, поэтому приходилось буквально вслушиваться в каждый звук.

Второй зал порадовал крутыми натёчными драпировками и флагами. Шамиль устроил целую фотосессию, пока мы с Ильдаром для отчёта спустились в третий колодец на -11 метров. Конец пещеры оказался мрачным и строгим тупиком с трещиной в стене, но мне даже понравилось. Вылезая обратно, я чуть не сбросила на себя 20-ти килограммовый камень, но обошлось.

Как я говорила – пещера совсем небольшая, но очень красивая и необычная. К сожалению, она так же страдает от человеческой беспечности и вандализма, в чём я убедилась собственными глазами. Прогуливаясь по второму залу, мы наткнулись на кучу выкопанных костей (я уж молчу о том, что медвежьи черепа давным-давно вынесены оттуда), на недавнюю попытку раскопать ход, на остатки карбида по углам и банальный мусор. В остальном, пещера произвела прекрасное впечатление. Жаль, что она такая небольшая.

Выбрались наверх мы уже в сумерках – зимний день холоден и короток. Зато спускаться вниз было гораздо легче – практически до низу можно было съехать на «пятой точке». После пещеры мы не переодевались, так как планировали дойти до поляны перед Победой, где живет на арендуемой территории наш знакомый – Виктор.Заодно и комбинезоны почистили!

Спустившись, мы неспеша побрели по реке, провожаемые огромной яркой луной. Можно было даже выключить фонарь, света хватало. У Виктора устроили целую пирушку с чаем, сладостями, бутербродами, болтали и показывали друг другу фотки. И, конечно, отогревались и расслаблялись после пещеры. Еще один день был прожит не зря.

Послесловие

Дорогие друзья! Давайте жить в гармонии с природой! Не бросайте мусор ни в лесу, ни в пещере — здесь его никто не уберет! Ничего не жгите в пещере, не ломайте хрупкие сталактиты и сталагмиты, не рисуйте на камнях и не шумите! Берегите хрупкую природу и она подарит вам незабываемые впечатления!