Поход по Таганаю до озера Тургояк август-сентябрь

Опубликовал Rioha Oha, 30 May 2018.
+T-

Нитка маршрута – Златоуст – парк Таганай – Центральная Усадьба – Верхняя Тропа – Двуглавая Сопка (приют Белый Ключ) – приют Гремучий Ключ – Откликной Гребень – гора Круглица и Долина Сказок – приют Таганай – Три Брата – ст. Малый Киалим – Киалимский кордон – гора Ицыл – река Сухокаменка – река Куштумга – озеро Тургояк – Миасс – Златоуст.

Ходовых дней – 6. Километраж с подъемом на горы и радиальными выходами с рюкзаками – около 75 км. Время – конец августа – начало сентября. Поход был пройден в 2014 году.

По этой карте легко дойти из таганая до Тургояка

Для просмотра карты в полном размере откройте картинку в отдельном окне. Красные кружки - основная линия маршрута, желтые - радиалки.

Предисловие

В поход мы пошли маленькой компанией: я, Алмаз, наш друг Ильдар (все – Уфа) и мой давний друг и товарищ из Санкт-Петербурга Антон. Поход задумывался как активный отпуск на недельку, хотя до этого опыта больших походов у половины компании не было.

Выбрали Таганай за его доступность и живописность, тем более, что основная часть парка была нам совсем неизвестна. Ну а озеро Тургояк – логичное и красивое завершение маршрута с удобной выброской в цивилизацию.

Заброска

Доехать до Таганая очень легко – достаточно сесть в поезд/автобус/машину и приехать в Златоуст. Парк расположен за Пушкинским районом, в километре от конечной остановки. Сначала был план поехать на поезде, но в итоге мы решили ехать на машине (Ильдар за рулем). Значит, с маршрута нужно было вернуться в Златоуст за авто.

День 0. Выезд из Уфы

Так как уезжали мы аж на целую неделю, с собой пришлось взять нашу 9-месячную кошку по имени Азог. Для нее это был не первый выезд, но уверенности в мероприятии все равно не было.

Трасса М5 Урал. Впереди видны горы

Трасса М5 Урал. Проезжаем Сим

Выехали довольно поздно, часа в три дня. Из Уфы дорога очень проста: по М-5 Урал до самого Златоуста. Остановку традиционно сделали в Симе: выпили чаю на обочине, пофоткались, посмотрели с холма на красивые виды. Погода в этот день была солнечная и теплая, еще совсем по-летнему.

Около 10 вечера припарковались у Центральной Усадьбы (парковка платная) и пошли оформляться. Хотели дойти до приюта Белый Ключ с наскока, но лесник нас немного запугал, что идти 7 км, а на дворе уже ночь, и предложил переночевать на поляне. Кстати, по прогнозу именно в эту ночь обещали небольшие заморозки.

Было прохладно, и мы махнули рукой, и пошли ставить палатки. Перекусили, выпили перед сном холодного пива (да-да, мы такие). На поляне были еще палатки, утром даже немного пообщались.

День 1. Первые сопки

Прогноз не подвел и первую ночь Антон конкретно задубел…Думал даже свалить домой, но потом вспомнил, что он из Питера и ехать далековато. Мы заварили овсянку с сухофруктами, выпили горячего кофе и примерно за два часа кое-как собрались.

Весь поход мы тратили по 2 часа на утренние разговоры и бесконечный чай. Ну и Антона не так-то просто раскачать. Поели и пошли. От Усадьбы идёт большая широкая дорога, которая приводит к развилке Верхней и Нижней тропы. Мы направлялись к Двуглавой Сопке (южная вершина хребта Большой Таганай с двумя пиками Перья 1034 и Бараньи Лбы 1041 м) и приюту Белый Ключ, поэтому пошли по Верхней.

До Белого Ключа идти около 6-7 км, набирая высоту, так как дорога забирается потихоньку на хребет Большой Таганай. Кстати, Уральские горы очень древние – им более 300 млн лет. А когда, здесь плескалось древнее Рифейское море и иногда на камнях можно увидеть отпечатки моллюсков.

Белый Ключ – это горный приют, стоящий на одноименном роднике. Здесь мы привали на обед и решили подняться на Двуглавую Сопку. Здесь же первое происшествие: на Азог напала местная кошка. Растащили быстро, без последствий. А вообще, кошек и котов на Таганае полно.

На Сопку ведет лестница из 200 ступенек, после нее по крутой тропе подъем около 1.5 километра длинной. Надо сказать, первые подъемы даются особенно тяжело. Но потихоньку мы поднялись. Было солнечно, радостно. Фотографировались, ели, отдыхали. Интересно, что по пути Антон нашел здоровенный камень с петроглифами начала 20 века!

Дальше двинулись на место ночевки – приют Гремучий Ключ. Тропа идет через полосы курумника, идти километра 2-3 и тоже все время вверх и вверх.

По раскладке: наша самая обычная еда состояла из каш, круп и сушеного мяса. Сушила впервые и это дело очень мне понравилось! Перекусы брали стандартные: козинаки, орешки, шоколадки. Было вкусно, сытно, а еще насобирали в походе грибов!

Так как у Антона был навигатор мы узнали, что прошли 13,5 км за этот день. Что ж, неплохо. После ужина наступили тихие лесные сумерки, и только жужжание бензопилы нарушало покой этих мест.

Третий день. Красоты Верхней тропы.

По пути на Откликной, Круглицу и в Долину Сказок поднялись на безымянные скалы. Наверху скалы оканчивались геометрическими разломами. Было очень красиво посмотреть сверху на тайгу и соседние хребты. А у подножия я нашла кусочек горного хрусталя!

У Откликного позировали, фотографировались, нашли мухомор (и съели). И пошли дальше. Обед планировали в Долине Сказок, после похода на Круглицу. Быстро дошли до Долины – атмосфера там, конечно, особая – на тропе песочек, вокруг скальные выходы, ягоды, карликовые березки. И довольно прохладно. На Круглицу Антон не пошел, остался дежурить и искать воду.

Пошли втроем. Подъем утомительный и длинный, по очень крупному куруму (1.5-3 метра местами). Наверху было мрачно, ветрено, но виды просто обалденные. Мрачняк хорошо передался с помощью черно-белых фотографий. А вообще, погода пока радовала.

После сытного и вкусного обеда (макарошки с мясом) пошли на ночлег. Думали на Заячьи поляны, но в итоге пришли на приют Таганай. Пошел сильный дождь и можно было остаться (а лесник уговаривал), но время было еще детское, а сил, внезапно, было много и мы пошли на стоянку Малый Киалим (сейчас стоять на М.Киалиме лагерем запрещено по правилам парка!).

Тропа в этой части парка была сложена из бревен. Было сыро и по дороге текли ручьи. Добежали очень быстро, сумели развести классный костер. Вечер был очень душевный и расслабленный. По навигатору получилось 16 км.

День 4. Сказки Киалимской бабули

Утром было моросящее, прохладно, но надо идти. По тропе дошли до Стрелки (развилка на Три Брата, Метеостанцию и Киалимский Кордон) и пошли на Три Брата. Здесь у нас было еще одно происшествие: кошка отвязалась от веревочки и попыталась сбежать. Кое-как приманили.

Три Брата – необычное место, мрачное, безлюдное, атмосферное. Сами останцы сложены из тонких обветренных пластов и стоят прямо посреди леса. Здесь официально нельзя ночевать, но следы лагеря есть.

Провели тут много времени, хоть и было очень холодно. Фотографировались, отдыхали, впереди был целый день. К Киалимскому Кордону пришли в 16-00. Можно было бежать дальше, но так заманчиво на речке стояла банька, да и лесник был весьма гостеприимен. И мы решили сделать полудневку. В этот день прошли всего 9 км.

Первыми на кордоне нас встретил бывалый пес по кличке Рыжий и кот Курум. А после вышел бородатый лесник Сергей, очень похожий на своего коллегу из приюта Таганай. Вокруг немного распогодилось и был виден Ицыл на той стороне красно-рыжей реки Киалим, куда завтра мы должны были пойти.

Вообще, ориентироваться в Таганае несложно – везде хорошо набитые тропы, маркировка на деревьях и даже указатели. Все-таки национальный парк.

Киалим – необычное на слух название. Говорят от слова «каялы» - скалы. Хотя поблизости ничего такого нет. Цвет воды такой из-за большого содержания железа. Вода холодная, у бани сделана глубокая заводь для купания.

Кроме нас никого не было, и мы везде погуляли. На речке много камней и особенно пирита, который используют в оружейном деле, водится хариус и форель (ловля запрещена). Рядом курумное озеро, а посреди – туалет. Видимо, трудности должны быть даже в таких обыденных делах.

Мы заселились в уютный дом, приготовили ужин и поиграли в карты с лесником. Надо сказать, быт здесь довольно простой: лесники вахтуют по две недели, обеспечивают продуктами себя сами, заготавливают дрова и следят за порядком.

Веников не было, и Алмаз нарвал еловых веток. Баня была горяча, а после мы отметили мой день рождения, поужинав и выпив абсента, который привез Антон. Короче, расслабились по полной программе, и утром было очень тяжело вставать.

День 5. На речке, на речке, на том бережочке

Утром поблагодарили лесника, перешли по мостику через речку, и почти сразу начался подъем на Ицыл. Гора стоит на границе Азии и Европы, имеет две вершины 1049 м и 1068 м. Вместе с нами на гору поднималось здоровенное штормовое облако. Деревья скрипели и качались и уже скоро мы попали в туман с штормовым ветром. Выше седловины подниматься не стали, и так нас уже уносило ветром.

Дальше мы где-то как-то перевалили Уральский хребет. В принципе, проблем с тропами не было, но в этой части парка уже нет маркировки. Вышли к реке Сухокаменке. Название себя оправдало – воды почти не было. Хотели дойти до Куштумги, но довольно сильно устали и решили встать на уютной стоянке в лесу. До Куштумги, на самом деле, оставалось всего метров 300.

В лесочке неподалеку удалось собрать белые грибы и лисички, поэтому ужин был по-настоящему таежный! По пути сюда мы видели медвежьи следы, но так как нас было четверо, было спокойно. Прошли 20 километров за день.

День 6. Холодный Тургояк

Целый день мы шли по дороге к озеру, ориентироваться было несложно, тем более что вокруг стало людно. До Тургояка прошли еще километров 15 и встали неподалеку от базы Серебряные пески. Все что дальше к поселку, оказалось под забором и со злыми собаками. К этому времени мы уже стали матерыми туристами: лица обветрились, на всех было куча одежды, а Антон, который уставал в первые дни, бодро шагал впереди всех.

Говорить о Тургояке можно много. Чистая, как в Байкале, вода, дно которой видно на глубине до 17 метров, почти драгоценные камни на дне, благодать и линия хребтов вокруг – пейзаж был обалденный. Было холодно, но мы все же искупались. А потом загрустили – поход был закончен.

Поэтому с легкой руки Антона мы пошли в поселок за вкусняшками! Попутно зашли на озеро Инышко, побегали от собак, прогулялись по крутому сосновому лесу. Эх, как было красиво. Сам поселок нас не впечатлил. Магазин нашли с трудом и шли долго. Начало темнеть, а ведь еще обратно 6 км.

На наше счастье мы встретили веселую компанию, которая не только показала нам прекрасное место, где мы встретили чудесный закат, но и вызвала такси! С таксистом договорились, что он довезет нас до Миасса!

Ночью вылезла огромная луна, мы долго не спали, сидя у костра. Нас следующий день доехали до Миасса, а там пересели на автобус в Златоуст. Ильдар немного разболелся и уже у машины в Таганае немного отдохнули, навели антигриппина и уехали домой. Поход, который казался по неопытности, таким сложным и длинным, прошел в одно мгновение. Таганай mon amour...

Послесловие

Это был первый поход по Таганаю. Состоялся он в 2014 году. С тех пор мы много раз возвращались в эти места, что бы посмотреть что-то новое и встретится с нашими старыми знакомыми горами.

Также на нашем сайте вы можете прочесть отчёт о походе на Метеостанцию, Хребет дальний Таганай, Гору Монблан , хребты Малый и Средний Таганай или присмотреть легкий маршрут для похода выходного дня. Желаем удачи!