Поход на Кумардак и Медвежью гору. Отчет о ПВД 23-25 мая 2020 г.

Опубликовал Rioha Oha, 09 Jun 2020.
+T-

Карта Генштаб хребет Кумардак, Верхнеаршинский

Весна на Южном Урале – прекрасное время для путешествий и приключений. В конце мая снег в лесу практически сходит, уступая пространство молодой и сочной зелени, но вершины гор не торопятся сбрасывать белоснежное одеяло.

С гор стекают, звеня и перешептываясь сотни хрустальных ручейков, сливаясь с многоголосием птиц. Природа не спеша просыпается…

Для походов это время хорошо тем, что ещё не выросла трава по грудь (ведь не всегда мы ходим по тропам, а кое-где их никогда и не было), вдоволь воды, и солнце ласково пригревает, но не жарит, как в разгар июля.

Разве что проснувшиеся клещи особенно активны в это время, но в тайге их не так много, как у обжитых мест. Да и к экипировке стоит подходить более внимательно, учитывая сырость в лесу и переменчивую погоду.

Впереди Большой и Малый Кумардак

В этот раз мы решили посетить хребет Кумардак, который всё ещё остаётся тихим и уединённым уголком Белорецкого района. Всё-таки для похода выходного дня далековато: из Тирляна проще прогуляться на Инзерские Зубчатки, из Верхнеаршинского наиболее популярна вершинка Большой Кумардак (1318 метров), входящая в программу проекта «Уральский Барс», и стоящий рядом Малый Кумардак (1141 метр).

Главная вершина хребта – гора Колокольня (1354 метра) – достаточно удалена от дорог и даже троп, и за выходные до неё не так-то просто добраться. А если учесть, что вершина находится в границах Южно-Уральского Природного Заповедника, то вообще и не каждый турист пойдет. Здесь хочется отметить, что проход на территорию ЮУПЗ запрещен, за нарушение можно получить солидный штраф в несколько тысяч рублей.

Прошлые разы мы добирались до этих мест из Тирляна, сейчас решили посетить знаменитое Затирлянье – поселок Верхнеаршинский, и пройти маршрут с этой стороны. Поход планировался достаточно простой: по маркированной тропе до Широкой Россыпи, переход через курумную реку и стоянка под горой Машак (другое название – Медвежья, высота 1265 метров) у обозначенного на карте родника, на большой поляне.

Впереди гора Медвежья

Следующим днем мы запланировали радиальный выход на хребет через Кумардакское верховое болото и прогулку по верхам. Ну а третий день был оставлен на возврат в Аршу и отъезд домой.

330 км – путь не близкий, но нас дальней дорогой не удивишь. Мне так вообще в радость, если ехать не по М5. К часу ночи прибыли в Верхнеаршинский. После Тирляна качество дороги оставляет желать лучшего, но в целом вполне терпимо для любого автомобиля.

Дорога заняла около 5 часов, от Белорецка ехать час. Жаль, что ехали мы уже в темноте, и не смогли насладиться живописными видами наших южно-уральских гор. Состав нашей походной компании: Я, Алмаз и Дима с Олей (мои товарищи по спелеоклубу).

По дороге в Верхнеаршинский

В темноте не смогли опознать автостоянку шале Иселган, поэтому аккуратно встали у заборчика. Перекусили и, недолго думая, решили пройти сразу 4 км до обозначенной туристской стоянки перед речкой Миселя.

По широкой наезженной дороге шлось легко и приятно, голова кружилась от сладкого запаха соснового леса. После города это особенно сильно чувствовалось.

За час дошли, стоянка оказалась обжитой и приятной. Быстренько поставили палатки и легли спать. Стоило зайти в палатку, как тут же начал накрапывать дождь, словно ждал, пока мы сделаем все свои дела.

Утром мы по привычке проснулись ни свет, ни заря. А вот Дима с Олей даже и не думали просыпаться в такую рань, поэтому подъем решили перенести на более позднее время, тем более что сегодня планировалось пройти около 9-10 км до места лагеря. Погода была пасмурная, но сухая.

Весенние ручьи Затирлянья

После завтрака не спеша выдвинулись в путь. До каменной реки Широкая Россыпь дорога имеет яркую маркировку, идёт сначала через Большую Миселинскую Поляну, дальше через Длинную поляну, вдоль реки Миселя, и пересекая небольшую речку Устюжку. Ориентироваться на такой местности не сложно, тем более что с полян хорошо видна гора Медвежья – наш главный ориентир.

Снег растаял совсем недавно, поэтому поляны и дороги местами были сильно сырые. Если бы не горные ботинки, ходить нам с мокрыми ногами весь поход. Дорога была приятная, с видом на горы, и шла через красивый лес.

На Миселинской поляне увидели группу людей налегке, они шли на Большой Кумардак. Кроме этих ребят за все три дня мы так больше никого и не встретили. Брод через Устюжку прошли, разувшись: ледяная вода отлично освежила ножки и взбодрила. А вообще рядом было и бревно, и место, где можно было пройти по камням.

Брод через Устюжку

И вот показалась каменная река Широкая Россыпь. На Южном Урале есть несколько курумных каменных рек, и все они по-своему интересны и красивы. Широкая Россыпь в длину достигает 4.5 километров, а вот её Таганайская сестра – Большая Каменная река протянулась в длину аж на 6 км.

Наш путь пересекает этот каменный массив по самому широкому месту длиной 400 метров. Только представьте! Куда ни глянь, везде стоят горы, а под ногами глыбы яркого пятнистого курумника. Под некоторыми камнями журчит вода.

Нам повезло, что погода сухая, и ноги на камнях не скользят. Всё-таки передвижение по мокрому курумнику то ещё удовольствие. В любом случае, приходится полностью сконцентрироваться и аккуратно шагать с камня на камень. С непривычки немного кружилась голова.

Каменная река Широкая Росыпь

Перебравшись на ту сторону, устроили небольшой привал: отдохнули, попили родниковой водички, сделали несколько памятных фото. А дальше нас ждал лес без троп и маркировки. До места предполагаемой стоянки оставалось около 1.5 км хода.

Тут и там путь нам преграждали ручьи и поваленные елки. Шлось не особо быстро, хоть мы и не спешили. И вот, долгожданная поляна с видом на Кумардак и полноводный освежающий родничок! Прямо у поляны россыпь курумника – подъём на Машак (Медвежью). Что и говорить, место просто идеальное!

Отдохнули, перекусили и решили подняться на гору – времени было с запасом. Зайти решили не в лоб (показалось крутовато), а плавно набирая высоту с плеча. Подъём оказался простым, с потрясающими видами во все стороны. На склонах лежал снежок, от которого веяло приятной прохладой.

Подъем на гору Машак (Медвежья)

На вершине горы Машак (Медвежья)

Вершина горы представляет собой довольно плоское и ровное плато из камней, на котором расположены несколько скальных бастионов. В первый раз, когда мы здесь были, пришлось залезть на каждый скальный выступ, чтобы вычислить вершину 1265 метров. На картах почему-то указывают вершину в разных точках. Мы же решили, что там где сложен тур, там и самая высокая точка.

Поднявшись, мы долго сидели на вершине, отдыхали, наслаждались видами и конфетами. К сожалению, яркого заката нам не перепало, но мы были рады просто хорошей, сухой погоде. Да и виды все равно были завораживающие. Люблю этот бескрайний простор уральских синих гор. К лагерю спускались уже напрямки, на спуск крутой участок был вполне удобным.

На ужин приготовили сытный и вкусный походный борщ, поиграли в игры и легли спать. Ночь была на удивление тихая и спокойная, разве что временами накрапывал мелкий дождик.

Таежный пейзаж

Утром спали часов до 9 утра. По плану была радиалка на хребет Кумардак налегке. Так что мы взяли только перекус, дождевики и фотоаппарат. Погода была солнечная, и мы в какой-то момент даже сняли футболки.

Путь лежал через знаменитое Кумардакское болото, которое как ни старайся, а обойти невозможно. Выглядит оно как самое настоящее болото в каком-нибудь Полесье, правда сильно ноги не проваливаются, идти безопасно.

На болоте обитают кабаны, в прошлый раз мы видели много следов. Идти приходилось без троп, через буреломы, ручьи и гигантские цветущие кочки. Так, не спеша и получая удовольствие от прогулки, мы добрались до подножия хребта недалеко от скал под названием «Приступки».

Так как мы уже были на высоте около 1100 метров, нам оставалось набрать каких-то 200 метров, чтобы выйти на хребет. Потихоньку мы поднялись наверх в районе вершины 1328 метров.

Кумардакское болото

Скалы Приступки

Хребет Кумардак – прекрасное место для прогулок. Карликовый лесок, небольшие перепады высот и достаточно плоский и широкий верх. Местами встречаются тонкие пластины курумника, как на Уреньге.

По пути и тут, и там появляются скальные башенки и перья. Это место мне напоминает Долину Сказок в Таганае и окрестности горы Круглицы. А сколько здесь ягод по осени! На хребте очень много лосиных «следов», также много отходов жизнедеятельности тетеревов. Эти птички любят сидеть в кустах "в засаде", отчего напоминают мне куропаток с хребта Караташ.

На Безымянной высоте Кумардака

Путь по хребту преграждается большими снежными полянами. Снег на них сильно слежался и стал твердым как бетон. Но всё-таки местами ноги проваливаются по колено. От снега веет холодом, на высоте становится немного зябко.

Перед высшей точкой хребта рельеф имеет небольшое понижение около 50 метров, образовывая что-то вроде небольшого перевала перед главным подъемом. На перевале нет воды, но встречаются следы старых костров.

Потихоньку усталость накапливается, а впереди еще целая вершина из курумника. Хочется прилечь и уснуть, а не карабкаться опять вверх.

Гора Колокольня

И вот, мы у цели. Забираемся на вершинку, с которой прекрасно видны главные уральские вершины: Ямантау, Иремель, хребет Машак, Шеломы, Нары. В туре находим записку от турклуба «Авантюрин» из Екатеринбурга. Ребята были тут в 2018 год на новогодних каникулах. Романтика лыжных походов…

Наверху ветрено, но совсем не холодно. Как редко удается поймать такую прекрасную погоду. Можно, наконец, расслабится и полностью насладиться прекрасным моментом. Довольно долго сидим на вершине, жуем конфеты и общаемся.

1354 метра счастья

Но пора собираться в обратный путь, до лагеря нам предстоит пройти порядка 8 километров и опять по тому же болотистому пути. Решаем не подниматься опять на хребет, а спуститься с перевала и немного пройти траверсом склон.

Идея не самая удачная, склон сильно завален буреломом и курумником. Я уже немного устала и начинаю ворчать.

Наконец, мы спускаемся по склону на уже привычное болото. По пути Дима нашел довольно глубокую заводь в безымянном ручье, в которой мы все решаем искупаться. Вода в ней почему-то сильно теплее, чем в нашем роднике.

Но всё равно бодрит. А еще цвет воды желтоватый, возможно это из-за болот. На болоте за Осиновым хребтом мы пили красную болотную воду, так что эта картина меня не удивляет. По пути встречаем обкусанные лосями деревья, хотя мне казалось, что это дело рук (а точнее, лап) медведя. Но я, конечно, пока не знаток.

Голодные лоси

В лагерь вернулись засветло, так что осталось время на небольшую посиделку. По моим прикидкам, за день мы прошли порядка 16 километров.

Утром вдоволь выспавшись, стали собираться в обратную дорогу. Было жаль покидать наш уютный лагерь, но пора и домой возвращаться. От места лагеря до машины нам предстояло пройти 14 километров: немного, но ведь еще и до Уфы надо добраться.

Погода всё еще радовала, было тепло, сухо, тут и там распускались цветы, и росла свежая молодая травка. Выйдя на тропу, мы зашагали в свое удовольствие. За 3 дня поляны немного подсохли, хотя мне в моих горных ботах, что болото, что камни, что грязь – всё одно, комфортно и сухо.

Весенние цветы

За Миселями остановились на обед на месте нашей первой ночевки. А еще через час мы вышли к Верхнеаршинскому. Переодевшись в чистую одежду и сменив тяжелые ботинки на легкие кроссовки, мы комфортно устроились в машине и отчалили домой.

Было немного грустно покидать это чудесное и гостеприимное место. Но я не прощаюсь с Затирляньем, до скорой встречи Кумардак и Медвежья!

Все фотографии смотрите в альбоме по ссылке вконтакте

#ЮУПЗ#горы#отчёт#пвд#пеший туризм#поход#южный урал#туризм

Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации.