Пеший маршрут по Хибинам

Опубликовал Rioha Oha, 27 Oct 2018.
+T-

Трек маршрута: ж/д станция Имандра, ущелье Аку-Аку, ущ. Юмъекорр (н/к) – р. Гольцовка – р. Маннепахк – перевал Северный Чоргорр (категория сложности 1А) – озера у реки Кунийок – база КСС – водопад Красивый (радиально) – озеро Гольцовое (Пай-Кунъявр) – (радиально пер. Сев. Лавочорр – Лявйок – г. Лявочорр) – р. Партомйок – пер. Умбозерский (н/к) – р. Сев. Каскаснюньйок – Южн. Касканюньйок – озеро Академическое – радиально г. Тульйок – пер. Академический 1А – р. Кунийок – река Вудъяврйок – озеро Малый Вудъявр – Кировск (мкр. Кукисвумчорр). Общий километраж – 100 км (+-10 км). Всего 9 дней.

Техническая часть и подготовка

Маршрут средней тяжести, в который можно взять малоопытных туристов и новичков под опытным руководством. Вид туризма – пеший, специальное снаряжение не требуется. Хотя веревку (моток 30 м крепкого репшнура 6 или 8 мм) и 2 карабина взять на всякий случай можно. Максимальная высота на маршруте 1070 м, минимальная – 141 м.

Перепад высот за поход составил: набор более 3300 метров, спуск более 3200 метров (по данным навигатора Garmin Etrex30). Трекинговые палки обязательны на каждого участника, так как много спусков, бродов и движения по камням. Также палки используются в качестве самостраховки на перевалах.

Ориентирование мы осуществляли по компасу и картам Генштаб (500-метровки и 1 км масштаб) и навигатору (записывали трек). Спутниковые и Генштабовские карты можно поискать в интернете.

При ориентировании по Генштабу нужно учесть, что за последние 50-60 лет кое-что изменилось: например, зона леса значительно продвинулась. Также может не быть отмеченных изб, мостов и пр.

...

Красные точки – основная часть маршрута, желтые – радиальные выходы. Для просмотра карты в полном размере, откройте её в новом окне.

Главные сложности на маршруте: переменчивая погода и сильные ветра, обилие бродов, длительные переходы по камням и курумнику, отсутствие дров на половине маршрута. Колебания погоды на нашем маршруте составили от +30 до 0, поэтому экипировка подбиралась с учетом резкого понижения температуры: более теплые спальные мешки, надежная, устойчивая при сильном ветре палатка, запас теплых вещей, легкая пуховка или жилет (до 0.5 кг).

Для прохождения бродов рекомендую взять тапочки. А также сверяться с картой на наличие мостов. Качественная обувь с жесткой нескользящей подошвой и защитой голеностопа в таком походе обязательна!

Заброска и логистика

Добраться в Хибины и вообще на Кольский полуостров легко благодаря развитому железнодорожному сообщению. Начинать маршруты можно из Апатитов, со станций Хибины, Нефелиновые пески, Имандра.

В нашем случае со станции Имандра. Кольский обслуживается поездами Москва – Мурманск, Санкт-Петербург – Мурманск. Поезда проезжают по территории Карелии вдоль озёр и прекрасных болот. На станциях продают много ягод (в том числе морошку), выпечку (калитки) и копченую рыбу из Белого моря и рек. Билеты на поезд можно приобрести аж за 90 суток.

Благодаря компактности региона даже из центра Хибин можно добраться на такси (например, машина с базы КСС в Кировск стоит порядка 4000 рублей). Не лишним будет заранее выписать номера и адреса хостелов в Апатитах и Кировске, номера городских такси, и обязательно контакты МЧС региона!

Почему Хибины?

Хибины – это невысокий по горным меркам массив (до 1200 метров) с богатой историей длиной в 300 миллионов лет. Формирование массива произошло вследствие выхода магмы на поверхность, далее в течение длительного периода покоя шла агрессивная эрозия, углубляя тектонические трещины и превращая их долины рек, а окончательную форму и рельеф горы получили в период обледенения материка и движения ледников.

Горы здесь старые, платообразные. Особенность – большое количество живописных ущелий и отвесных скал по краям. Также на маршруте встречаются многочисленные чистейшие реки и голубые озера, уютные лесные участки. Скупая северная природа постоянно преподносит приятные сюрпризы.

Путешествовать в Хибинах легко и приятно. Главное не забывать, что самый страшный зверь тут – это комары и мошка. А вообще живность встречалась нам редко, крупных зверей не слышали и не видели.

Самое красивое в Хибинах – камни и минералы. Почти 1000 минералов открыто на Кольском полуострове, более 100 из них встречаются только здесь. Апатиты, нефелины, эгирин, амазонит, аметист, астрофиллит, эвдиалит – все это можно найти в походе прямо под ногами!

..

Удивительно и разнообразие мхов и лишайников. Их тут десятки видов и цветов. Занимают они огромную площадь! Ну и конечно, здесь много северных ягод – черники, брусники, морошки и пр.

Хибины находятся за Полярным Кругом, поэтому в июле-августе тут самые настоящие белые ночи. Солнце при этом встает утром очень рано. Ночью светло и фонари тут совершенно без надобности. В некоторых отчетах присутствует описание ночных переходов.

Подробное описание маршрута

Иманда – ущелье Аку-Аку – некатегорийный перевал Юмъекорр (ущелье мертвых)

Из Имандры выходим на дорогу в сторону реки Гольцовки. Вариант два: срезать и пройти брод или дойти до моста. Лучше до моста, хоть и чуть дольше. Далее дорога выходит на старую ЛЭП, по которой идет вдоль западного края массива. По нашему маршруту заход получился в середину ущелья Аку-Аку. Поворот с ЛЭП отмечен большой табличкой указателем. Тропа через лес довольно быстро поднимается в ущелье.

...

...

Попав в ущелье, можно сделать привал и сходить в северную часть ущелья, к озеру Изумрудное налегке. Такой вариант интереснее, потому что если заходить с севера, то придется преодолеть забитое снегом ущелье Крест и довольно крутую и обрывистую тропу вдоль озера, что мы посчитали не целесообразным. Радиальный выход – это еще и небольшой отдых на маршруте.

Наверху ущелья также есть небольшой водопадик. Место красивое для прогулок с фотоаппаратом и перекуса. В конце ущелья перед поворотом на перевал Юмъекорр есть отличная стоянка в лесу. Есть дрова на костер, место закрыто от ветра, рядом ручей. Здесь можно привалить на обед или переночевать.

Дальше путь идет на перевал высотой 670 метров. Перевальную точку видно издалека. Сам перевал – каменное ущелье с отвесными стенками до 30 метров высотой. Набор высоты плавный, с коротким перевальным взлетом. По пути открываются потрясающие виды на озеро Имандра, оставшееся позади. От старта до перевала около 13-14 км.

Ущелье Юмъекорр

Вдали озеро Имандра

Спуск с перевала крутоват, но недолог. Следует проявлять осторожность и страховаться палками. До зоны леса от него порядка 4 км. Ручей с водой начинается практически сразу. Местность до зоны леса очень открытая, кроме мха ничего не растет, что нужно учитывать при желании тут заночевать (ветры, нет тени и укрытия).

Перевал Северный Чоргорр и спуск к базе КСС

Далее путь идёт вдоль реки Гольцовки (один из притоков), постепенно заходя в зону леса. Тропы попадаются, но ориентиром служит река. В удобном месте нужно перебраться на правый (восточный по карте) берег, чтобы выйти к реке Маннепахк, которая ведет к перевалу Северный Чоргорр.

По пути встречаются хорошие стоянки для обеда или ночевки. Зона леса идет довольно далеко и заканчивается в 3-4 километрах от перевала. С дровами проблем нет. Путь к перевалу затяжной, без троп по камням. Набор высоты плавный, без резких подъемов.

...

...

До финального взлета перевал не виден, ориентироваться нужно по форме рельефа гор (вершинам) и притокам Маннепахк. Выйдя на нужный приток – двигаться вверх по каскадному водопаду. Перевальный взлет не крутой, с набором около 150 метров. Общая высота перевала 1070 метров.

Перевал сложен крупными разрушенными глыбами, образующими завал в центральной части ущелья. По краям скальные стены. В центре перевала гигантский снежник и ровная площадка для перекуса. Длина ущелья порядка 300 метров.

...

Категорийность перевала определяет спуск. Первые 200 метров – сильный крутой сброс, который усложнен не тающим круглый год снежным языком. В теплое время снежник подтаивает и его лучше обойти по камням с краю, местами пролезть между небольших скал.

Спуск по языку опасен в плане того, что снег твердый как бетон и сильно скользит. Страховка палками и бдительность обязательны. Съезжать на попе категорически не рекомендую, так как в конце снежника провал метра два с глыбами.

...

...

Далее склон выполаживается, путь идёт по тропе. И только в самом конце неожиданный крутой спуск со скальной полки по сыпухе. Круто и ноги едут. Проходить лучше по одному, держа дистанцию. Это касается всего перевального спуска. Либо плотной группой, камни летят только так. В целом, Хибины очень старые и слежавшиеся горы, и ходить по ним достаточно безопасно.

На перевал уйдет целый день, поэтому переночевать можно на ближайших от него озерах. Они будут прямо по пути. Берега приспособлены, вода чистая. В сухую и жаркую погоду (если повезло) в лесу много потенциальных дров.

С озёр можно налегке сходить на базу КСС и водопад Красивый. Реку Кунийок можно перейти вброд или по мосту, который находится прямо за базой (на карте пометила). До водопада идет дорога на реку Рисйок, стоят указатели. Найти очень просто.

Водопад очень красивый, высота около 20 метров. Вокруг много живописных стоянок для отдыха и ночевки. Есть грибы и ягоды. Лес как из сказки.

...

На базе КСС можно перекусить в кафе, вызвать такси, купить продукты и даже пиво. Цены, конечно, умножать на два. Также есть где переночевать, Wi-Fi и душ, но дорого.

Озеро Гольцовое (Пай-Кунъявр) и радиалки на Лявочорр и Лявъйок

От базы КСС идет автомобильная дорога на озеро Гольцовое. Расстояние около 8 километров, плюс-минус. Озеро безусловно заслуживает посещения, виды просто сумасшедшие по красоте, но есть небольшая проблема со стоянками: восточный берег сильно заболочен, стоянок мало и в выходные дни они всегда будут заняты, так как место любят джиперы.

Пай-Кунъявр

Другие же места на берегу практически не пригодны для ночевки, либо находятся на береговой линии, где очень холодно и ветрено. Короче, у нас были небольшие трудности. С этой стороны много ручьев, наверное, поэтому такая ситуация. Предположу, что западный берег озера более интересный в этом смысле. Так же встать можно и на Щучьем озере.

С этой локации можно сходить в радиальный выход под перевал Лявочорр Северный. Для этого нужно выйти на приток Сев. Лявойок и двигаться по нему на массив. Либо прогуляться до окончания озера, если нет желания подниматься в горы. По пути на Лявочорр в лесу много хороших мест под стоянки.

Умбозерский перевал и Академическое озеро

Даше путь идёт через некатегорийный перевал Умбозерский (527 м). К перевалу ведет тропа вдоль реки Партомйок. Путь идёт через лес, постепенно выходя на пространство между двумя горными массивами. У самого перевала расположены несколько живописных озёр с голубой, как на картинках, водой.

...

.

..

Небольшая высота набирается плавно, без резких подъемов. Сам перевал и дорога к нему необычайно живописны, фотографы оценят. Перевальная точка почти не выделяется, спуск затяжной и тоже пологий.

Во время спуска открываются прекрасные виды за спиной на пройденный перевал. В паре километров от спуска появляются стоянки в лесной части вдоль реки. Некоторые хитро скрыты на склонах в лесу. С водой и дровами в этой части проблем нет. Здесь можно удобно разместиться на ночевку.

..

..

Как таковых троп на Академическое озеро нет. Необходимо ориентироваться по карте, навигатору и притоку реки Северный Каскаснюнйок.

На этом участке нужно уделить повышенное внимание ориентированию, так как до самого конца пути озера не видно, а на плато так же недостаточно ориентиров, легко заплутать. Притоки придется пересекать вброд несколько раз.

В районе Академического озеро зона леса отсутствует, дров нет. Также место сильно продувается ветрами, так как полностью открытое. Стоять лагерем можно в любой части озера. С озера открывается прекрасный обзорный вид на гигантское озеро Умбозеро (Умпъявр), разделяющее Ловозёрские тундры и массив Хибины.

...

.

..

Отсюда можно сходить в несколько радиальных выходов: на перевал Куропачий и гору Рыпнецк (на других картах гора Тульйок) или просто погулять по плато, где встречаются причудливые останцы – столбы выветривания.

Перевал Академический и спуск в долину Кунийока

Выйти с Академического озеро в долину реки Кунийок можно несколькими способами. Мы выбрали безымянный перевал, который на одной из карт был отмечен как Академический 1А. Перевал находится на плато, с которого можно совершить восхождение на пик Марченко.

..

..

Для просмотра карты в полном размере, откройте её в новом окне.

Спуститься в долину можно также с перевала Исток 1А или Южный Рисчорр. Выбирая перевал, прочитайте как можно больше отчетов про их прохождение, сохраните фото и координаты. На некоторых картах Исток и Академический перевалы отмечены в одном и том же месте. На других - это разные перевалы. На большинстве карт место, где мы перевалили, остается безымянным.

У перевала Академический сложен большой каменный тур. Именно по нему мы сориентировались в итоге, после часа хождения в тумане по плато. В хорошую погоду с этого места открываются прекрасные виды на все Хибины. Наверху остались следы буровых станций – много железных конструкций и обломков. На прохождение перевала необходимо выделить целый день.

Спуск начинается между больших камней по центру двух отвесных стен. Сначала довольно крутой участок, который выходит на тропу. Дальше тропа становится широкой дорогой, которая потихоньку спускается вниз без резких сбросов. На этой тропе попадается много интересных минералов (можно собрать по пути небольшую коллекцию).

..

..

В долине Кунийока как таковых стоянок нет, но можно встать в карликовом лесу. На берегу обширные заросли черники! В пересохшем русле реки довольно много дров для костра. Место тихое и красивое. Параллельно реке идет автомобильная дорога в Кировск. Из долины можно совершить радиальное восхождение на гору Поачвумчорр.

Отсюда дорога идёт в Кировск или обратно на базу КСС. Следующей логичной точкой маршрута можно считать озеро Малый Вудъявр. На озере много удобных мест под стоянки, отличные выходы к воде, есть дрова. Турбазы практически отсутствуют.

..

С озера можно прогуляться на перевал-ущелье Рамзая – популярную туристическую локацию Хибин. Путь на перевал идет по реке Поачвумйок. Малый Вудъявр будет интересно посетить любителями истории – в 1930-х годах здесь была образована горная научная станция «Тиетта», основателем которой был А.Е. Ферсман – один из исследователей Кольского полуострова.

..

К сожалению, сейчас от станции осталась только памятная табличка и фрагменты фундамента. В непосредственной близости находится действующий рудник. По дороге, поднимая жуткую пыль, непрерывно ездят КАМазы. Проходить пешком этот участок довольно неприятно.

Выход с маршрута

При наличии запаса времени через перевал Рамзая можно уйти в долину реки Малая Белая и выйти на ж/д станцию Хибины, откуда легко добраться до Апатитов. Либо по дороге выйти на окраину Кировска, мкр. Кукисвумчорр. Здесь можно переночевать в хостеле, пополнить запасы и сесть на автобус до Кировска или Апатитов.

В Кировске и Апатитах довольно много недорогих хостелов, где можно остановится на ночь и привести себя в порядок перед обратной дорогой. Города довольно маленькие и можно устроить небольшую экскурсию.

В Апатитах рекомендую посетить Геологический музей (ул. Ферсмана, 16). Здесь можно не только узнать много интересного про историю горной добычи в Хибинах, но и купить образцы минералов: аметисты, апатиты, яшму, амазониты, нефелины и многое другое.

Интересен для посещения район Академгородка – дачный поселок, с которого собственно и начался город. Здесь же находится творческий центр «АртАрктик.Лофт»., где можно купить авторские сувениры (открытки, магнитики, украшения) и журнал, посвященный истории Хибин и Кольского полуострова – «Земля TRE»..

А подкрепиться перед дорогой можно в уютном небольшом кафе «Емеля» (ул. Бредова, 9), где подают вкусные и сытные блины и другие блюда домашней кухни. Цены совсем не высокие. Нам понравилось.

Хибины оставляют неизгладимое впечатление. Кто был, тот поймёт. А кто не был – рекомендую хотя бы один раз побывать в этой «стране под названием Север».

..

#горы#хибины#отчёт#пеший туризм#подготовка#поход#хибины