Ламмин-Суо: как я увидела научное болото

Опубликовал Rioha Oha, 27 Jan 2019.
+T-

По традиции, приезжая в Питер, я собираю своих друзей, и мы едем смотреть какое-нибудь новое или просто интересное место. В прошлый раз мы посмотрели Саблинские пещеры, до этого ездили в Выборг, а в этот раз, начитавшись отчетов из сети, я предложила посмотреть болото-заказник Ламмин-Суо.

Удивительно, но это не какие-нибудь долбеня у чёрта на рогах, а вполне доступное местечко рядом с заливом и Зеленогорском. Курорт, одним словом, да еще и рукой подать от города. И пофиг, что на дворе ноябрь. Надо сказать, что с погодой нам сказочно повезло: было тепло и солнечно (и за две недели в СПб это был единственный солнечный день!).

Ламмин-Суо – это научная (даже экспериментальная, как пишет википедия) станция, заказник при Гидрологическом институте. А еще это шикарное экскурсионное болото! Да, вы не ослышались, экскурсионное. Так как по всей этой красоте проложена самая настоящая гать.

Гать, кстати, это чуть ли не древнейший вид дорожного полотна. Правильная гать делается из бревен, уложенных поперек направлению дороги. При раскопках в торфяном болоте около местечка Гластонбери была найдена гать, проложенная за 4000 лет до н. э! А в России даже во времена Петра Великого дороги всё еще делали таким образом. Болотная же гать - это узкий настил шириной до полуметра.

Ламмин-Суо с финского – «озерцовое болото». И да, здесь можно увидеть несколько живописнейших озер. Вообще, ожидания у нас были самые радужные.

Выехали от метро Удельная на машине в сторону Зеленогорска. Добраться очень легко: ехать по верхнему Выборгскому шоссе, потом повернуть на дорогу 41К-097, которая ведет к Зелику. По навигатору сориентироваться, где высадиться максимально близко к заказнику. Начало экскурсии идет с двух озёр, отмеченных на карте. Дорога в лес через метров 500 обозначается табличкой. Да, мы на верном пути!

Сразу же вокруг хвойный лес, ароматный, осенний, залитый солнцем. Воздух свежий, рядом заливчик, море, можно сказать! И день такой сказочный. Настроение было суперское!

Доходим до ворот, там нас уже встречает лайка-пёс, виляя закругленным хвостом. Куда идти непонятно, справа и слева несколько домиков, а прямо к озёрам не пройти – стоит забор. Решаемся пойти к домику и спросить дорогу.

Ага, вот и хозяйка похоже. Сначала осаждает нас, говоря, что для всех желающих болото открыто только зимой, когда лежит снег, а сейчас у них ведутся исследовательские работы. Мы делаем жалкий и грустный вид, приговаривая «ну мы же издалека приехали, будем хорошо себя вести…». И, бинго, нам уже объясняют правила посещения этого загадочного места и показывают дорогу!

И вот мы идём! Узкая, в две дощечки, гать проложена на несколько километров, сначала к озеру, а потом и по самому болоту. По гати идём друг за другом, места очень мало, а сойти с неё нельзя – кругом топкое болото. И да, поручней нет, как некоторые могли бы подумать! Маша то и дело проверяет глубину палкой и показывает нам результаты.

Ощущения обалденные! Вокруг тишь да гладь! Кое-где гать подгнила, а где-то доски недавно меняли. В общем, гулять надо с осторожностью. И вот мы доходим до перекрестка. Тут на развилке стоят странные деревянные постройки – видимо остатки от старой научной станции. Какие-то шесты, ящики, скамейки.

Идём до самого конца первого маршрута. Гать длинной полосой тянется почти до горизонта. В самом конце дорога все более подтоплена и вдруг резко обрывается в никуда. Возвращаемся к перекрестку и устраиваем перекус. И, конечно, как в такой прекрасный момент не выпить коньячку с шоколадкой!

В конце второго маршрута стоит милое дерево. Залипаем здесь на какое-то время, наслаждаясь природой, хорошей погодой, и идём обратно, совершенно не торопясь.

Не хочется уходить, но нужно успеть еще на залив посмотреть закат. По пути перекусываем шавермой у здания вокзала. Пожалуй, единственное разочарование: кроме буржуйских ресторанов в округе совершенно негде перекусить.

Подкрепившись, мы вышли на берег, где полчасика позалипали на уходящее солнце, и поехали домой. Обратно, чтобы не стоять в воскресных пробках, срезали по ЗСД. Добрались с ветерком! Пора строить планы на следующую поездку…