Алтай. Мультинские озёра. Часть 1. Заброска

Опубликовал Rioha Oha, 10 Aug 2017.
+T-

Предисловие. Описание района Мульты

Район нашего похода – Мультинские озёра – относится к Усть-Коксинскому району на Алтае, расположившемуся в окружении Уймонской степи, реки Катуни (и множества буйных и грозных горных рек), Катунского хребта, хребта под названием Холодный белок и Катунского заповедника. В этой локации расположены десятки голубых (лазурных, бирюзовых) озёр: три Мультинских озера, озера Нижний и Верхний Акчан, Куйгук, Крепкое (с шестью озерами выше 2200 м по бокам), Поперечное, Проездные озера и самые непосещаемые – Алла-Аскыр и Кыргыз.

Максимальная высота гор в этом районе – порядка 3000 метров, из которых для восхождения доступна гора Колбан (3178 метров), занимающая определенное место в алтайских легендах. Посещение Мультинских озёр и маршруты по окрестностям начинаются из села Мульта, расположившему непосредственно на одноименной реке.

Рерих. Оттуда. (из Алтайского цикла, Уймонская долина)

Локация интересна по нескольким причинам: доступность для туристов начального уровня, малопосещаемость отдельных озёр, множество вариантов планирования кольцевых маршрутов. Закольцовка маршрутов происходит через разнообразные перевалы, категорийной сложностью 1А и 1Б на высоте до 2700 метров, требующих определенной подготовки и минимального снаряжения (веревка, карабины).

Есть и конная заброска, работает заброска на ГАЗ-66 (шишига), что обеспечивает большое количество дорог и троп (хотя состояние их оставляет желать лучшего). При этом, район обладает удивительной красотой и обаянием Алтая в полной мере.

Итоговая нитка пройденного маршрута: с. Мульта – с. Маральник – р. Чёрная река №1 – н/к перевал 2300 м – спуск в долину р. Акчан – озеро Акчан – радиальный осмотр пер. Куйгук 1А 2520 м – восхождение на г. Колбан 3178 м – пер. Куйгук 1А – спуск к оз. Куйгук – радиальный осмотр озера – долина р. Куйгук – спуск к развилке рек Мульта – Куйгук – Крепкая – р. Крепкая – оз.Крепкое – радиальный выход на три верхних озера (2300 м) под перевалы Острый, Детский, Томских студентов – спуск через р. Крепкую на Нижнее Мультинское озеро – переход к р. Михайловка – с. Маральник – с. Мульта. Общий километраж уточняется (примерно 100 км). Общее время на маршруте: 10 дней.

Мультинские озёра: как добраться?

Добраться на Мультинские озёра на машине – вариант идеальный, но нам он не светил, так как предварительно нас в походе планировалось всего трое, а с правами и машиной – один участник. Отчасти это повлияло на выбор походного района, так как до Мульты ходит общественный рейсовый автобус на 43 места, в отличие от других районов Горного Алтая.

Итак, заброска выглядела следующим образом: 30 часов на поезде до Новосибирска, пересадка на поезд до Барнаула (также можно пересеть на автобус) – 4.5 часа в пути + 15 часов на автобусе Барнаул – Мульта. Выехав с пятницы на субботу ночью, в горное село мы приехали только к полуночи в понедельник (со всеми пересадками и стыковками), не спав толком больше суток.

Самое комфортное в этом пути – поездка на железной дороге, ибо там есть где прилечь и нормально поесть. С этого года РЖД продает билеты аж за 60 суток, а если покупать билеты с первых дней открытия продаж, то на верхние полки в купе цена – 50%, что даже дешевле плацкарта. На текущий 2017 год, плацкарт стоит 3700 р., купе со скидкой – 3000 р. С бельём.

Далее следует переезд в Барнаул. Так как автобус Барнаул – Мульта выезжает в 7-15 утра, мы купили билеты за 500 р. в сидячий вагон поезда Новосибирск – Барнаул, который прибывал на место в 3 часа ночи. Билеты на автобус по этому маршруту обойдутся чуть дороже: 600 рублей + оплата за багаж. Сразу скажу, что таксисты там нормальные и могут довезти за 700 р. с человека, и это будет намного приятнее и комфортнее, а главное – быстрее.

И последний этап, автобус Барнаул – Мульта. Цена билета 1300 р. + 260 р. за багаж. Время в пути 15 часов (650 км). Расписание: в 7-15 по местному времени до Мульты, обратно в 19-30. Ежедневно.

Прим. Для поиска транспорта я пользуюсь сервисом Яндекс.расписание. Удобно, что показывает весь транспорт и даже Blablacar, показывает цены, а так же местное и московское время одновременно.

Итого, туда и обратно проезд обошелся примерно в 12 тысяч с человека, что довольно бюджетно.

Road trip

Из Уфы мы выезжали втроем: я, Ильдар и Алмаз. В самой Мульте к нам должна была присоединиться Дарья - знакомая Ильдара. В целом, почти оптимальный состав.

Пока свеженькие и веселые гуляем по Новосибу

Сюрпризом в поезде стало прохождение казахской границы и угрюмые пограничники, а также соседи-сотрудники РЖД, которые получив посылку еды "от мамы в Петропавловске" (котлеты, малосольные огурцы, шаверма, картошечка и проч.), устроили пир (и уже откупорили чекушку!), зазывая свои коллег из других вагонов в нашу "купешку". Железнодорожники ехали с корпоративного конкурса и настроение у них было явно выходное. Мы, укомплектованные дошираками, пюрешкой и прочим скудным провиантом, не смогли долго выносить ароматы их застолья и сбежали ужинать в купе к Ильдару, собственно, на их места.

Ночью компания рассосалась, и вскоре мы приехали в Новосибирск. Рюкзачищи сдали в камеру хранения (150 рублей однако!), где уже с утра сидел пьяный кладовщик. :) Впереди было 12 часов свободного времени, которые мы потратили в поисках неуловимого центра города, мест для купания и вкусной еды. И, как ни странно, всё это нашли. Мне Нск не понравился вовсе, хотя ребята со мной не согласились (а к сибирякам просьба не судить меня строго!). Архитектура в стиле "бетон-кирпич-торговый центр" меня не впечатлила, старых домов не увидела, парков явно недостаточно, а набережная благоустроена весьма условно: бетон, несколько скамеек и заваренные арматурой выходы к воде.

Нетипичный Новосибирск

Там, где арматуры не хватило, можно искупаться в Оби с видом на пляж на другом берегу. Пошёл дождь, спрятаться было негде, пришлось стоять под деревом и мокнуть. С моста через реку водопадами лилась вода прямо на головы прохожих, образовывая на набережной грязевые ручьи...

Измученные дошираками и Новосибирском, на улице Фрунзе (дом 19 кажется), мы углубились в кафе "Вояж", где после выяснения состава меню у продавца-официанта, слабо изъясняющегося по-русски, мы заказали картошку фри с котлетами, гигантскую порцию лагмана, глазунью и кофе. Чек на троих составил 400 рублей, лагман был божественен, как и картошка, а кофе придало сил гулять в этих городских джунглях дальше. Кафе ставлю пятерку за еду и тишину. Рекомендашка! :)

Гуляем в Новосибирске

Уголок красоты – площадь и здание государственного театра оперы и балета. Красивое здание, подпирающее небеса огромным куполом крыши, монументальный по-советски скульптурный ансамбль и прелестный парк с арт-объектами из дерева. Освещаемый солнцем, парк кажется мне невероятно уютным. Гуляем и заходим в церковь (собор Александра Невского). Скромное местечко, народу мало, поэтому внимательно все рассматриваем и отдыхаем на скамеечке...

Вскоре выдвигаемся обратно на вокзал. Это ещё одно красивое место в городе. Старинное здание с масштабными люстрами внутри и голубовато-зеленым фасадом (популярный в Уфе цвет) снаружи: много приятных кафе, а в зале ожидания стоит фортепиано, на котором может сыграть любой желающий. Обширные окна пропускают солнечный свет, создавая лениво-расслабленную атмосферу.

В парке на площади Ленина

Пересадка на поезд, темнеет за окном и пейзажа не видно. По прибытии в Барнаул мы похожи на зомби, а до автобуса еще 4 часа. Кофе, попытки поспать на железных скамейках, бесконечные подзарядки телефона. 6 утра на часах, предпринимаем попытку заварить пюре, вскипятив на горелке воду.

Сели на веранду летней гоп-кафешки, но через пять минут из окошка ларька высунулась тётенька: со своим нельзя! И ничего, что ни души вокруг, а на веранде срач и мусор. Ушли на скамейку, а жуткая продавщица вместо того, чтобы прибраться, устроилась на веранде покурить с подружкой. Но солнце уже подсветило площадь, стало повеселее, да и через 15 часов уже Алтай, горы!!! Позавтракав и собравшись, перетекаем на автовокзал, расположенный на этой же площади.

Динозавром горных дорог назову тебя...

Автовокзал производит неизгладимое впечатление: крыша на перронах сотворена из профлиста и кривой арматуры, а из каждого угла на тебя смотрят шаурмарий и ларьки с чудовищными пирожками с начинкой на 99% из теста, соседствующие с жутким привокзальным душным туалетом. Но всё меркнет перед видом нашего party-bus, в котором нам придется прожить следующие 15 часов: он покрыт ржавчиной и сидит так низко, будто его апгрейдили "пацаны из соседнего подъезда".

Это чудо подают к месту посадки ровно за 5 минут до отправления. Вблизи выглядит впечатляюще: что-то из 80-х годов с надписью DAEWOO, древнее с виду, чем самый древний Икарус. У соседних перронов примерно такой же транспорт. Неудивительно, что прямо на вокзале есть магазин запчастей к этим допотопным чудовищам. Оно вообще доедет? В лучших традициях, в автобусе не открываются окна, стоят условно удобные кресла, микроскопические отверстия "кондишена".

Этот монстр нас вёз 16 часов. 16 часов, Карл!

Назвала бы это картиной маслом, если б не было стыдно перед Рерихом, которого, к слову, здесь очень любят и почитают, судя по обилию музеев в его честь.

Заоконные пейзажи и отличные (по сравнению с Башкирией) дороги скрашивают наш путь. Ехать по таким дорогам одно удовольствие, но водитель явно никуда не торопится, и наша скорость редко достигает хотя бы 50 км в час.

Хорошо, хоть аппетит у водителя присутствует: довольно часто останавливаемся на перекус, а в Усть-Кане за 25 минут успеваем навернуть шурпы и салатик. Шурпа не самое сытное блюдо, но тем не менее на вкус очень даже. От Усть-Кана до Мульты еще половина пути, а едем мы крайне медленно. Это удручает, тем более, что тело уже порядочно устало ёрзать на сидениях. Народ постепенно набивается в автобус. Много алтайцев, все очень разговорчивы.

После Усть-Коксы стало ясно, что мы приедем минимум на час позже, то есть почти в полночь. За окном собирается грозовая масса туч и облаков и периодически обрушивается на автобус, а водитель - терпеливый и опытный садист - предпринимает все усилия, чтобы мы не разминулись с грозой в Мульте. Автобус из-за своего почтенного возраста начинает протекать у окон. :) Из пейзажей запомнились серебристые закатные реки, жуткая дорога по краю обрыва (больше 100 метров) в ущелье реки Б. Громотуха и валяющийся в этой пропасти КамАЗ. Жуть… Последние 30 км сворачиваем с хорошей дороги на грунт и тащимся ещё полтора часа.

Ради этого можно вытерпеть всё и даже дорогу на Алтай

Высаживаемся в Мульте… На рюкзаках внушительный слой пыли, в клапане мигает фонарик. Вид у рюкзаков побитый. Мда. Вдобавок начинается проливной дождь, сверкают молнии. В темноте деревня кажется вымершей. Дарья приехать стопом из Усть-Коксы не успела и будет утром. Выходим в сторону Маральника и в километре от посёлка встаем у речки недалеко от коровьего выпаса. Завтра начнётся наш маршрут по Алтаю.

#алтай#пеший туризм#отчёт#горы