Обувь в пешем туризме

+T-
Рынок предлагает огромный выбор, но всё гениальное просто: сейчас мы покажем, что лапти идеально подходят для пеших походов любой сложности. Для этого сравним берестяную обувку с основными конкурентами, разобравшись заодно в их достоинствах и недостатках.

Туристические сандалии

Для передвижения с рюкзаком сандалии серьёзно рассматривать нельзя: слабая фиксация голеностопа может привести к травме, мягкая подошва к излишней нагрузке на связки и мышцы стопы. Берут сандалии только для передвижения в лагере или преодоления бродов, поэтому главные их характеристики — вес и цена.

Шнуровка обычно отсутствует, так что необходимо учесть подъём стопы. Плюс желательно оставить место для хороших трекинговых носков, на тот случай, если придётся бродить по мокрой утренней траве. Обувь несложная, переплачивать за бренд глупо, очевидно что лапти для этих целей подходят намного лучше.

Два основных вида швов, скрепляющих подошву с верхней частью кроссовка: одно- (а) и двухниточный (б).

Не сразу смекнёшь в чём разница между хайкингом и трекингом. Трекинг ближе к спортивному туризму, т.е. бездорожью и длительным походам по пересечённой местности. Хайкинг — лёгкий вариант перемещения рюкзака, по тропам и дорогам. Такая обувь схожа с беговой, отчего выбор трейловых кроссовок крутится вокруг фиксации стопы, амортизации подошвы, воздушной вентиляции. Можно выделить несколько основных параметров:

  • Для лучшей фиксации стопы туристическая обувь должна быть выше, чем беговая, края хорошо прижиматься к ноге.
  • Активное движение не должно приводить к развязыванию шнурков.
  • Подошва должна быть приспособлена к покрытию на котором её предполагается использовать. Есть кроссовки для грунта, есть для накатанных дорог — строение подошвы и линии протектора разные.
  • Высокая пятка делается из жёстких материалов, что позволяет упереться при скольжении по грязи.
  • Быстрое извлечение стелек приветствуется.
  • Ортопедические подошвы тоже, но что хорошо для пешего туризма вообще, не всегда подходит конкретной ноге.
  • Амортизация подошвы обязательна, иначе это прогулочная обувь.

Чем активнее предполагается движение, тем лучше должна быть организована вентиляция, тем больше внимания — смягчению ударов при ходьбе (беге). Кроссовки для ходьбы могут иметь жёсткую подошву, бег по бездорожью — требует страховки для колен, т.е. распределения ударной нагрузки (встроенная подушка из силикон-геля и пр.).

Основные варианты соединения верхней части , внутренней и внешней подошвы. Прошивное крепление (а) - зажим, шва не видно. В остальных методах (сандальный, допельный, рантовый и пр.) один или оба шва остаются снаружи, часто для украшения.

Кроссовки с мембраной нужны только для конкретных забегов, например по грязи или снежной грязи. В большом походе их будет сложно спасти от дождя, сложно высушить. Большая часть кроссовок также не подходит для ходьбы под нагрузкой, т.е. с рюкзаком тяжелее 20 кг. Дело здесь не только в подошве: большой вес увеличивает риск подвернуть лодыжку из-за неидеальной фиксации голеностопа (часто отсутствует даже намёк на голенище). Плюс смягчающая часть подошвы, особенно без металлической фурнитуры, может немного растекаться под нагрузкой, из-за чего становится сложнее оттолкнуться, на шаг тратится больше усилий.

Трекинговые ботинки

Высокий подъём, крепкое голенище, жёсткая подошва с рельефом, позволяющим цепляться за любые уклоны — такие ботинки попадают в категорию обуви для пешего туризма. Большое внимание стоит уделить подошве и жёсткости материалов. Горные ботинки, для длительных пеших переходов не годятся - слишком жёсткие, негнущиеся.

Современные трекинговые и горные ботинки устроены довольно сложно: внешняя подошва делается одним производителем, внутренняя вторым, мебрана и кант третьим, а производителем оказывается тот, кто всё это сшил и проклеил. Лидером в производстве подошв для горной обуви уже долгое время считается итальянская компания Vibram. Это износоустойчивые материалы, продуманная форма протектора, достаточная амортизация при ходьбе. В итоге ценность обуви значительно повышается при использовании вибрамовских подошв или аналогов (SkyWalk).

Современные трекинговые ботинки - настоящий слоённый пирог.
Основные характеристики трекинговой обуви:
  • Среднее или высокое голенище с крючками для шнуровки. После шнуровки щиколотка должна быть хорошо зафиксирована.
  • Вес 1-1.5 кг, но не более.
  • Рант не декоративный — полноценный, защитный.
  • Износоустойчивые материалы в нижней части ботинка. В идеале нубук или хорошая кожа с мембраной, плюс крепкая подошва.
  • Дополнительное укрепление носка для защиты пальцев от удара или просто жёсткая чашка.
  • Плотно прилегающий после шнуровки язычок, чтобы загерметизировать обувь.

Агрессивность протектора может варьироваться, но в любом случае пеший туризм потребует от нижней части высокой износоустойчивости. Проблема стираемости подошв из-за слабой резины встречается сплошь и рядом. Для тех же Vibram резину изначально поставляла компания Pirelli, занимающаяся производством автомобильных шин. Верхняя часть ботинка не так чувствительна к нагрузкам, поэтому здесь встречаются синтетические материалы. В синтетике нет ничего плохого, тем более, что её использование облегчает вес ботинка, иногда улучшает вентиляцию. Кроме одного момента.

Чем меньше на ботинке швов, тем меньше вероятность, что какой-нибудь из них разойдётся. Сочетание синтетики и кожи хорошо, если оно не лоскутно, а китайские ботинки часто включают множество отдельных синтетических вставок (или наоборот, кожаных), что многократно увеличивает общую длину шва. В сложный пеший поход, особенно по каменным насыпям, где швы могут перетираться, стоит присмотреть бесшовную обувь.

Ещё одна демонстрация разницы в креплении подошвы при обычном клеевом и рантово-прошивном способе.

Берцы

Дешёвая, простая, максимально практичная обувь. По-сути просто кожаные ботинки с высоким голенищем (берцем) и жёсткой, ориентированной на бездорожье подошвой. Плюсы для туризма: высочайшая надёжность, отличная фиксация ноги. Минус — вес и промокаемость. Требуют ухода и доведения до ума.

Основные закройки хорошо известны и не меняются уже много лет, так что производители соревнуются в номинациях «качество кожи» и «подошва». Лидеры ХСН и Бутекс. В облегчённом варианте часть кожи заменяется на кордуру — в этом варианте обязательно наличие диагональной стяжки, соединяющей пятку с подъемом стопы. Такая поддержка помогает обуви сохранить форму, поскольку кордура и другая синтетика поддержать её не могут, что приводит к люфту и плохой поддержке голени.

Обувная терминология.

Стоит обратить внимание на носок: здесь может оказаться несколько неудачных швов. На городских берцах можно увидеть носок сделанный из отдельного куска кожи, так что шов идёт перпендикулярно подошве (так называемый отрезной носок). При сгибе на такие швы приходится большая нагрузка на разрыв - почти всегда они расходятся после 1-2 лет плотной эксплуатации. Правильный носок должен сшиваться с основной выкройкой или союзкой в том месте, где сгиб носка уже минимален, т.е. ближе к середине стопы или по диагонали к середине, к концу носочно-пучковой части. Так усилие приходится на растяжение шва, а не разрыв. Идеальный вариант — цельная кожа на всём носке, но это означает, что кожа будет мягкой и потребует ухода.

Чем действительно хороши берцы, приложив к ним руки можно сотворить неплохую обувь для пешего туризма любой сложности. Это касается и пропитки кожи водоотталкивающими средствами, и проклейки швов при прошивном креплении подошвы, и подборки стелек (вкладышей), и даже укрепления заклёпок для шнуровки. Пространство для творчества, работы огромное.

Покупка обуви для туризма

Выбирать обувь нужно не только по длине, но и по ширине колодки. Эта проблема часто встречается при заказе через интернет: широкой стопе тесно в узкой обуви, узкие ноги болтаются в рассчитанных на широкую ступню ботинках. В магазине это момент можно отследить по стельке, вынув и приложив её к стопе.

Примерки много не бывает, придираться нужно к каждой мелочи. Даже маленький дискомфорт может привести к неприятностям на каком-нибудь сотом километре пути. Туристическая обувь делается (должна делаться) прочной, устойчивой к деформациям, так что разносить её бывает сложно, притирается она слабо. Если большой палец упирается в носок или ощутимо касается его, нужно посмотреть следующий размер. При ношении берц, например, полразмера можно компенсировать дополнительной стелькой.

Со стороны пятки должен быть небольшой зазор, но только до шнуровки.

Если обувь предполагает фиксацию лодыжки, необходимо пройтись в ней, проверив не пережимает ли кант ногу выше стопы или наоборот, не болтается ли голенище. Охотничьи ботинки, например, часто рассчитаны на плотных мужчин, так что на худой ноге охотничьи берцы не получается даже толком зашнуровать.

Обратите внимание на материал подошвы. Если это ТЭП, микропористая резина или ПВХ, то указано обязательно, а нет, значит указана фирма производитель. Стоит найти информацию о всех производителях (и утеплителя, и мембраны) даже если это Primaloft. Цена не гарантирует качества обуви: для пешего туризма и забегов по бездорожью необходимо точно знать, за что эти деньги будут уплачены.

Всем хороши ботинки, но лапти дешевле, ремонтопригоднее, и весят совсем ничего. Подумай, прежде чем отказаться!
Опубликовал Rioha Oha, 10 Dec 2016.