Туризм как экзистенциальный выбор

Опубликовал DM Lyrae, 12 Oct 2017.
+T-

Туристы травят байки про перевал Дятлова, жгут костёр. Ничего необычного? скажу иначе: люди собрались в лесу, вокруг огня, и проводят ритуал очищения от страха — говорят о страдании и смерти. Юмор позволяет им абстрагироваться от ситуации, вытесняет страх в область щекочущих нервы историй. Почему туристы так много шутят? Почему в туристическом фольклоре так много персонификаций смерти? чёрный альпинист, белый спелеолог, бурый медведь... ))

Потому что "совершенствование в преодолении естественных препятствий" неизбежно переходит в преодоление себя — самого важного естественного препятствия. Это один большой поход, состоящий из борьбы со страхом, трудных, пограничных ситуаций, сходящихся в математический предел перед стеной человеческих возможностей. Взбираться на неё — сизифов труд, ведь последний барьер — смерть или небытие. Его нельзя преодолеть, нельзя перепрыгнуть, но к нему можно идти. Ради чего?

иррациональное решение

Абсурдность настоящего похода выявляет чёткую дефиницию между теми, кто собирается в него серьёзно, и теми, кто запутался в терминах. Потребительское отношение к природе, походы ради красивых фотографий и ярких впечатлений — это шелуха, не имеющая отношения к подлинной основе туризма — страданию. Почему именно страданию? Потому что преодоление невозможно без критических нагрузок, без страха неудачи, без переживаний и боли. Шутки у костра — это маскировка, сохраняющая душевное равновесие и видимость приличного общества.

"Ты остановился. Скинув рукавицу, отстегиваешь пряжки рюкзака, достаешь теплую куртку. Застегиваешь пуговицы. Пальцы заледенели, болят. Сжал их в кулак в рукавице. Сидишь на рюкзаке, ссутулился. Боль в руках утихла. … Но сбоку и за спиной холод. Он давит глухой тоской.". "Путешествия на лыжах", 1968 г, Александр Берман.

Вспомни Четыре благородные истины и повтори ещё раз: всё есть страдание. Но у спортивного туризма есть элементы, явно выделяющие его из круговорота сансары. Это абсурдность выбора и глубина декораций. Мы вышли из пещер, почему спелеологи стремятся туда вернуться? Мы построили дома, почему туристы хотят ночевать в лесу? У нас центральное отопление, почему лыжники жаждут мёрзнуть среди сугробов? Туристы повторяют путь, уже проделанный цивилизацией, ходят по древним, подсознательным страхам первых людей: остаться без еды и крыши в глухой чаще, сорваться со скалы, не суметь перейти горную реку. Это страх одиночества, это древняя, человеческая игра в бегство от небытия, от опасностей дикого, неприспособленного для людей мира.

Тщетность бытия

Туризм состоит из экзистенциальных переживаний и ясно даёт оценить тщету всего сущего. Невозможно уместить в рюкзак все любимые вещи, а значит много дней, целую отдельную жизнь, придётся обходиться без них. Это неизбежно связано с психологическим дискомфортом, разрывом привязанностей, желания обладать вещью. И это вполне сознательный выбор, добровольное самоограничение, ради очищения от лишних желаний.

Разница в отношении к вещам с другой стороны подчёркивает явное разделение туристов. Для одних желание оставаться в зоне комфорта таково, что они возят с собой прицеп с вещами, для других ограничение — принципиальный выбор. Выбор нелогичный, болезненный, но дающий почувствовать свободу воли, т.е. почувствовать себя.

Свобода действий

Если приглядеться внимательно, то замечаешь: для многих туристов поход — это выход за пределы конечного, созданного цивилизацией мира. Какого мира? Общество потребления зациклено на удовлетворении текущих человеческих потребностей, нацелено — на создание новых. В машине желаний только одно человеческое желание всегда остаётся неудовлетворенным. Это желание найти смысл жизни, точку отсчёта, ради которой стоит жить. Нащупать её в круговороте навязанных стремлений и готовых решений невозможно без веры в себя, а вера в своё существование начинается с веры в свободу действий.

любому человеку хочется в тепло и уют, к другим людям, поэтому самоотрицание туриста носит демонстративный, иррациональный характер. У такого выбора нет значимой причины кроме желания доказать независимость от общества и обстоятельств. Это всегда страдание и всегда показательный отказ от благ цивилизации и социума с целью ощутить свободу воли, принципиальную независимость от общества, преодолеть страх небытия синонимичного, но не всегда равного смерти. В конечном итоге это первый шаг к мужеству быть. Но быть кем?>

#юмор#записки