Поход на водопад Атыш

Опубликовал Антон Виноградов, 03 Jan 2021.
+T-

Водопад Атыш

После увольнения с работы я решил устроить себе небольшой отпуск и в августе прилетел на три недели в Уфу к друзьям: Олесе и Алмазу. Ранее я несколько раз отдыхал в Башкирии, был в походах, но ни разу не видел водопад Атыш.

Атыш находится на Белорецком районе Башкирии. Водопад имеет карстовое происхождение: потоки подземной реки бьют прямо из скалы, образуя живописный грот, из которого с высоты 4,5 метров ледяная вода обрушивается в небольшое озеро под скалой. Над Атышом в скальном массиве есть пещера, в которой когда-то находили медвежьи кости.

Чтобы избежать излишней массовки туристов, посетить чудо природы мы решили в будние дни, со среды по пятницу. Поехали вдвоем. Алмаз не раз бывал на Атыше, в том числе в зимних походах, и с нами не поехал.

Планировали две ночевки. Первую — на реке Инзер, в часе хода от станции, а вторую — после восьмикилометрового перехода на реке Лемеза, в десяти минутах от водопада. На третий день планировали возвращаться домой.

Стартовали мы 4 августа вечером от станции Дема на четырехвагонной электричке Уфа-Инзер. Билет на одного человека стоил 270 рублей. Ехали до нужной нам остановки «71 километр» два с половиной часа. Станция находится на высокой крутой насыпи. Не сразу нашли удобное место, чтобы сойти с нее. Надо было пройти метров двести по ходу движения электрички.

Вечер был теплый и солнечный. Из поезда кроме нас и рабочих никто не вышел. Мы были единственными походниками в этот день.

Я не включал свой навигатор Garmin. Олеся вела по памяти. Минут за сорок дошли до брода через Инзер.

Инзерские холмы

Из-за жаркого лета река обмелела, и быстрый поток не сбивал с ног. После пробирающих до костей ледяных бродов в Хибинах я как-то ожидал и здесь холодной воды, но Инзер оказался теплым. Приятно было перейти широкую быструю реку так легко.

Здесь, возле брода, и до самого конца похода нас сопровождали бычьи слепни. Постоянно кружили два-три особо надоедливых экземпляра. Признаюсь, я впервые с ними столкнулся, так как живу в городе, и никогда, бывая под Петербургом, подобных гигантских слепней не замечал. Поначалу они нервировали, но потом мы привыкли к ним, и нам удавалось даже давать им отпор, хотя пару мощных укусов я пропустил.

Брод через Инзер

Позже я прочитал, что бычий слепень может летать со скоростью 150 км/ч. Кусают самки, а самцы питаются всего лишь цветочным нектаром. Укус, как оказывается, представляет собой прокол кожи в поисках более «аппетитного» места, и за ним следует еще серия таких же болезненных надрезов. Спасает от этих монстров то, что они глуповаты, и долго кружат, прежде чем уколоть, а, встретив сопротивление жертвы, быстро улетают.

Перейдя брод, мы двигались вдоль берега в поисках стоянки. Встретилась группа из нескольких взрослых и около пятнадцати ребят, которым было лет по 12 и меньше. Они рассказали, что заканчивают свой поход, и вставали на последнюю ночевку перед выходом.

Пожелали нам хороших впечатлений и спокойной ночи. Неподалеку от тропинки, по которой планировали завтра идти, нашли прекрасную ровную стоянку, возле нее был ручей с чистой водой, протекала река, а сама стоянка укрыта красными от мха скалами.

Инзер

Единственное, здесь нашли совсем мало дров: только хворост и остатки обрушившегося деревца, укрытого крапивой. Однако этого хватило, чтобы приготовить ужин и посидеть пару часов у костра.

С темнотой слепни отступили. Ночь была теплой. Людей поблизости не было. Тишина, только плеск реки. Взошли Луна и звезды. Ночью мы решили искупаться, тем более, что вокруг никого не было. Я отдыхал душой. Просто сидел посередине реки, и выходить совсем не хотелось.

Когда мы легли спать, возле палатки началось шуршание. Я предположил, что это ёж, но не исключено, что это могла быть и мышь, которая не боится людей и питается мусором, оставленным несознательными туристами.

Вообще, в походах продукты нужно обязательно прятать на ночь от мышей, так как они переносят геморрагическую (мышиную) лихорадку, приводящую даже к летальным исходам и тяжело поддающуюся лечению.

Кроме того, ранним утром разбудил истошный крик какой-то птицы. Звуки были совсем безумные и сквозь сон показались даже человеческими.

Утром, 5 августа, мы не стали тянуть со сборами. Искупались, позавтракали и начали складывать палатку и вещи. И все же место оказалось настолько хорошее, что уходить отсюда не хотелось. В итоге стартовали в 9:30.

В этот день мы планировали пройти около 9 километров по лесной узкой тропе: половина пути — длительный подъем с набором высоты 400 метров, а затем прямая дорога и резкий спуск на 360 метров, после чего брод через Лемезу.

Инзер

С самого утра было очень жарко. Лицо и глаза заливал пот. Я повязал на голову в качестве банданы полотенце из микрофибры. Решение оказалось идеальным.

Я с 18-го года не ходил в походы, поэтому мне было весьма тяжко подниматься в горочку по жаре, хотя рюкзак и не был сильно тяжелым. Много пил воды. За четыре километра сильно устал, была одышка. Слепни также утомляли. Я даже придумал шутку про маньяка, который не может в лесу догнать жертву, потому что задыхается. Лесю эта шутка очень позабавила.

Местами встречалась очень сладкая малина. По примятой траве было ясно, что тут валялись крупные животные. Как сказала Леся, здесь часто пасутся кони, хотя и других животных не стоит исключать.

Практически на половине пути расположена большая удобная поляна (по навигатору высота 490 метров, координаты: N54 31.315 E57 17.270). Здесь в 11:30 мы сделали продолжительный привал и перекусили. Сил сразу прибавилось.

Атыш – очень популярное место и мы боялись, что на стоянке на Лемезе может не оказаться дров. В лесу же с сухими ветками проблем не было, поэтому мы решили наломать толстых веток и взять с собой, закрепив их сбоку на рюкзаках. В таком облачении и с повязками на лбу мы были похожи на вьетнамцев, пробирающихся по тропе Хо-Ши-Мина.

По пути на Атыш

Спуск был не менее утомительным, чем подъем. Если на подъеме не хватает воздуха и нужна натренированная дыхалка, то на спуске идет большая нагрузка на колени, так, что они потом трясутся. В одном месте земля ушла из-под ног, и я шлепнулся на локоть и пятую точку. Но обошлось без травм.

Когда уже спустились, то освежились у ледяного ручья с вкусной водой, который протекает недалеко от тропинки (координаты N54 33.000 E57 17.007). Поток выходит отвесно из-под камней, будто специально кем-то сложенных.

Лемеза оказалась еще мельче Инзера. Чтобы перейти ее вброд, достаточно было закатать штанины. Даже не верится, что осенью и весной в этих местах не всегда можно попасть к водопаду из-за уровня воды.

На противоположном берегу отдыхала еще одна группа взрослых и детей разных возрастов. Мы нашли идеальную стоянку в ста метрах от них (координаты: N54 33.234 E57 16.666). Было 13:30. Таким образом, 8,5 километров мы преодолели за четыре часа (с учетом привалов, поеданием малины, собиранием валежника и отдыхом у родника).

Лемеза

Возле стоянки проходил чистый ручей, кто-то соорудил стол, были ровные места под палатку и даже сделана походная баня. Также оказалось в избытке дров: кто-то наколол поленьев, видимо, для бани, но так ими и не воспользовался.

Мы не спеша поставили лагерь, пообедали. Некоторое время даже поспали, и потом пошли к Атышу. Менее чем за 10 минут дошли до водопада. Сразу стало свежее. Казалось, здесь температура воздуха упала градусов на пять. Сперва поднялись и зашли в грот.

Из глубины выходил мощный поток голубоватого цвета, красиво сочетавшегося с росшими тут же зелеными водорослями. С Олесей спорили, из-за чего вода такого цвета. По ее мнению, это также связано с водорослями, но я считал, что мутноватый голубой оттенок связан с растворенными в подземной реке породами.

Затем мы спустились вниз, к чаше водопада. Вид был очень живописный. Вода спадала несколькими рукавами, красиво разбиваясь о камни. Мы решили окунуться. Едва успел отойти от берега на метра три и опуститься по плечи, как из-за ледяной воды ноги охватила пронизывающая боль. Еле выбежал на берег.

Атыш

Прибывали туристы. Кто-то погружался прямо в выходящий из камней поток подземной реки, который явно был еще ледянее, иной же, держа папиросу в зубах, прыгал в воду прямо из грота, словно с вышки.

Вдоволь насладившись красотой освежающего Атыша, мы вернулись на стоянку. Так как нам попалась стоянка с баней, а дров в итоге оказалось с избытком, Леся предложила воспользоваться этим подарком.

Пока она топила баню, я решил углубить мелкое дно, чтобы можно было, распарившись, сесть в воду так, чтобы на поверхности оставалась только голова. В итоге получилась удобная и забавная купель, границы которой я еще обложил белыми камушками, ее тут же захватили мальки и даже несколько достаточно крупных окуней.

на стоянке

Баня получилась хорошая, но тент из полиэтилена явно нуждался в ремонте, так как из дыр быстро уходил теплый воздух. Но нам и этого хватило. Вновь была теплая, лунная и тихая ночь.

Утром мы не торопились и вышли в 11 утра. Перешли Лемезу, набрали воды в источнике на выход и в электричку.

Обратный подъем был крутой, но после резкого набора высоты дорога до самой поляны почти ровная. Это оказалось не так изматывающе, как идти к Атышу долго в горочку с Инзера. Отдохнули на поляне, слегка перекусив. Жара так и не спадала.

После восьмикилометрового перехода мы планировали вернуться к нашей первой стоянке на Инзере, чтобы там отдыхать и купаться, пока не придет время идти на электричку. Однако все места оказались заняты появившимися к выходным туристами.

...

В итоге дошли до брода через Инзер. Матрасничали там в свое удовольствие. На обратную электричку сели в 19 часов.

Это небольшое приключение мне очень понравилось. Хорошо, что до такого интересного места можно добраться своим ходом. Здесь тебе и броды, и ручьи, и подъем в горочку, лесные ягоды, отличные стоянки.

Можно уставать в меру и неплохо отдыхать. И сам Атыш величественен, красив, возле него хочется подолгу сидеть или лазить в гроте, рассматривая стены и арки. Обязательно хотел бы туда вернуться.

...

#отчёт#пеший туризм#поход#южный урал

Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации.