Дневник похода по Хибинам август 2018 ч.3

Опубликовал Антон Виноградов, 11 Sep 2018.
+T-

Day 7. Переход на озеро

Проснулись в 7:20. Температура воздуха была +14°С. На завтрак ели манку, споря о ее полезности, но признавая важность разнообразия в рационе. К сожалению и в этот день с утра погода была прохладная и дождливая. Вышли в 9:20.

До Академического озера, которое находится на высоте около 750 м, мы прошли почти по прямой. Постоянно шел ощутимый набор высоты. В итоге мы поднимемся примерно на 450 м за 6 км. Чувствовалось, что организм набрал форму: когда местами круто поднимался вверх, то уставал не сильно, а наоборот ловил ритм, при котором бодро шел и мог не задыхаться.

Сначала мы шли вдоль речки Южный Каскаснюнйок, которая текла между двух хребтов. Пропали деревья. Ветер стал сильным и ледяным. Перестал лить дождь. Показались вершины со снежниками на склонах.

Затем мы вышли на плато. Здесь была интересная атмосфера. Из растительности только мох. Вдали по всему горизонту разнообразные хребты и вершины древних гор.

Местами, посреди гладкой поверхности, совершенно сюрреалистически торчат магматические останцы – каменные образования высотой от 2 до 4 метров, словно сделанные древними людьми, знавшими толк в мистике.

За три часа мы преодолели чуть больше 6 километров и вышли к Академическому озеру, где не было никаких укрытий от ветра, кроме рукотворных навалов камней вокруг мест, где ставятся палатки. Когда мы подошли, здесь были три лагеря, два из них вскоре ушли, но потом еще приходили и днем, и поздним вечером.

После того, как мы установили свои палатки, выяснилось, что у ребят вышла из строя мультитопливная горелка. Полетела прокладка, из-за чего мгновенно цанговый газовый баллон лишился половины заправки. И это в месте, где о дровах нечего и думать.

Но мы были предусмотрительны: ребята еще на этапе сборов попросили взять меня запасную легкую горелку, которая навинчивается на баллон. Позже, по совету Ильнура Хайдаровича ребята починили горелку, заменив прокладки в месте соединения шланга (ремнабор у них был с собой).

Температура воздуха к вечеру резко упала до +10°С. Мы надели все теплое. Кроме того, дул сильнейший холодный ветер. Алмаз с Лесей спрятались обедать в палатку, а мы с Ильнуром Хайдаровичем остались на улице, укрывшись за палаткой.

На обед был борщ. Не хотелось его случайно пролить в палатке. Но ветер тоже хотел кушать и моментами выдувал суп прямо из ложки.

Поскольку мы поставили лагерь уже в час дня, то у нас было масса времени. Получилось что-то вроде полу-дневки. Было предложение сходить к водопаду, который, если верить навигатору, находился всего в 1,5 километрах, но что-то захотелось сильно спать. Тем более в теплых вещах в спальнике стало так комфортно после борща, что я даже не заметил, как забылся.

Вечером мы все же прогулялись недалеко, до края озера, где остался ледник. Здесь была масса интересных разноцветных камней с черными кристаллами и золотистыми вкраплениями.

В 19:30 поужинали макаронами. Готовить пришлось в тамбуре палатки. В какой-то момент я заметил маленького зверька, который пробежал мимо палатки. Леся считает, что это был бурундук или лемминг, которых она уже успела увидеть днем раньше.

Перед сном температура упала до +5°С. Ощущение было такое, будто сейчас пойдет снег. Так что если в планах стоять на Академическом озере, то необходимо запастись теплыми вещами, ветровкой и исправной горелкой.

Ночью температура вообще упала до нуля. Я обложил палатку изнутри вещами, чтобы меньше задувал ветер. В принципе спать было нормально.

Day 8. Перевальный

Я впервые встал не позже всех: ровно в шесть утра уже начал собираться. Ветер был все такой же сильный. Температура +4°C. Но было солнечно. Ребята удивились моему раннему подъему, но мне казалось, что мы договаривались выйти сегодня пораньше.

Леся сразу начала варить кашу, но она опять почему-то подгорела, причем так сильно, что мы решили попить только чай с салом, казылыком (башкирская конская колбаса) и козинаками. После этого мы очень быстро полностью собрались и вышли уже в 7:30, поставив рекорд за все походы.

Пока мы, буквально, эвакуировались отсюда, в ледяном озере устроил утреннее купание один из туристов. Вот это я понимаю, человек слился с природой! Сразу от лагеря был резкий подъем к дороге, которая должна была привести к перевалу Академический 1А категории сложности. Мы набрали около 170 метров и вышли на верхнее плато.

Далее, как оказалось, есть некоторая путаница. Дорога, на которую мы вышли, имеет два поворота налево и направо. По генштабовской карте выходило, что Академический налево, а по навигатору – там перевал Исток, который тоже категорийный, но наш, Академический, якобы был направо (недалеко от пика Марченко). На карте же он и вовсе был безымянным.

В итоге мы решили идти на Академический перевал по навигатору, хотя, как кажется теперь, спуск с Истока (при условии, что мы сообразили бы где место спуска) занял бы меньше времени. Но главное, как я считаю, было не тупить, а принять четкое решение и надежно обозначенное направление, пускай оно и заняло больше времени, которого у нас было вполне достаточно.

Нас еще запутало то, что на навигаторе была отмечена дорога, которая пересекала перевал, но не было отмечено место спуска с него, в то время, как дорога уходила дальше по хребту. Нам просто не хватило опыта понять, что спускаться можно было в том месте, где на навигаторе крестиком указан как бы центр перевала.

Но это недопонимание случилось из-за того, что была еще одна проблема: гору накрыло плотное облако с видимостью метров 20-25. Мы боялись, что оно может стать еще плотнее, и мы не сможем оценить безопасное направление спуска. Была возможность того, что вернемся к озеру, чего очень не хотелось.

К сожалению, из-за тучи мы не увидели самых интересных видов, а ведь были на одной из самых высоких точек Хибин! Зато атмосфера была тоже мистическая и призрачная, словно мы на другой планете.

К перевалу вела дорога, по которой вполне могли проехать джипы. Но она не везде читалась. Мы все время ее теряли в облаке. Нам очень помог навигатор. Хотя Алмаз даже в таких условиях хорошо и правильно брал направление по компасу.

В 9:30 на высоте 1030 метров мы прошли крестик перевала. Казалось, слева и справа от нас невидимые обрывы, подходить к краю не хотелось. Мы двигались по дороге дальше. Леся волновалась из-за тумана, погоды и непонимания где спуск и насколько он может быть крут.

Я волновался из-за всего того же, и очень не хотел возвращаться на озеро. Пройдя еще полтора километра, мы увидели выступающие из тумана призрачные ржавые металлические конструкции. Похоже, здесь когда-то бурили.

Остановились и обсудили ситуацию. Сырость облака сменилась мелким холодным дождем. От дороги не видно никаких тропинок на спуск. По топографической карте получалось, что мы на ребре хребта и линии высот говорят об отвесном участке.

Алмаз сказал, что если и спускаться, то с того места, где навигатор показывал крестик. Там спуск, похоже, преодолимый. Мы повернули обратно.

Дойдя до места, прямо в точке перевала, в тумане облака мы увидели сложенные друг на друга камни–туры, которые должны были обозначать спуск и то, что мы на верном пути. Оказалось, что туры складывают специально, чтобы сориентировать туристов.

Раньше в них не было такой необходимости и мне они просто казались баловством. Но сейчас они оказались очень кстати.

Возле туров нам на встречу вышла из тумана призрачная фигура человека. Ну, прямо космос какой-то! Мы все его обступили, думая, что он в курсе, где спускаться. Но оказалось, что он тоже идет с Академического озера мимо и дальше.

Он хотел нам помочь и посмотрел в свой навигатор, но по нему было то же самое, что показывало и у меня. Поблагодарив за помощь, и пожелав товарищу хорошего путешествия, мы пошли к краю.

Вниз смотреть было страшно. Груды огромных камней на отвесном спуске, и ниже 20 метров не видно ничего. Но мы пошли, начав спуск в 11:00. Оказалось, что везде можно было проползти, зацепиться, наступить или проскользить на попе.

Мешал только мелкий ледяной дождь, который с сильным ветром хлестал в онемевшее лицо и морозил руки. Через какое-то время даже стало видно подобие тропы, а спуск становился не таким крутым.

Еще через некоторое время стали видны контуры долины и хребтов. Настроение резко поднялось. Мы вышли из облака, дождь с ветром прекратился, появилась полноценная тропа, и спуск стал совсем легким.

Мои мозоли уже давно сами превратились в камень и вообще не болели. Боль в старом переломе ощущалась притуплено. По сравнению с Северный Чоргорром этот перевал на спуск был сравнительно легким.

Мы уже шли по достаточно пологой дороге, которая постепенно спускалась вниз. Под ногами попадалась масса интересных камней, которые мы набирали в облегчившиеся за время похода рюкзаки. Выходя из долины, встретили лагерь с подростками и взрослыми, которые с нами здоровались.

Мы подошли к реке Кунийок. Алмаз с Олесей сходили на разведку, и нашли прекрасную стоянку в молодом лесу возле ручьев. В 13:30 мы начали ставить лагерь.

Было видно, что во время таяния снегов здесь происходит настоящее стихийное бедствие. Гигантские потоки воды срыли берега, собрали пирамиды из камней выше человеческого роста и проделали борозды, словно тут поработала бригада из нескольких мощных экскаваторов.

Оценив наш переход за сегодня, мы сами удивились нашей прыткости. Встав в 6 утра, собрались за 1,5 часа. Без серьезного перерыва на еду (только доели батончики, припасенные мною), почти без привалов и отдыха (отдохнули только раза три) пробежали 12 км за 5,5 часов. При этом набрали 390 и сбросили 770 метров в непростых погодных условиях.

Хоть лес и молодой, здесь оказалось много дров. Пообедали чечевицей. Алмаз ушел в радиалку на ближайшую гору. А я лег спать и крепко проспал до 17:30.

Вечером температура с 11 градусов опустилась до 8. Временами налетал небольшой дождь. Вернулся Алмаз. На гору он поднялся, но на спуске где-то потерял компас, когда переодевался. На ужин была вторая порция блинчиков.

Ильнур Хайдарович чувствовал себя после ночи на Академическом озере не очень хорошо и принимал антигриппин. Леся на спуске сильно обветрила лицо. Меня почему-то слегка подташнивало. Но настроение все равно было нормальное. Мы неплохо нагулялись за эти дни, и нам оставалось теперь просто завтра идти на выход по дороге в Кировск.

Перед походом Леся выписала телефоны недорогих хостелов, где можно было бы привести себя в порядок после многодневного путешествия и перевести дух. Может быть, даже, отметить окончание похода.

Или был вариант остаться на турбазе на озере Малый Вудъявр, где могла быть баня и теплый домик. Ильнур Хайдарович, узнав об этих планах, горячо их поддержал. Я тоже дал слабину и очень хотел принять душ, и заночевать в комфортных условиях.

И только могучий Алмаз не понимал, зачем надо менять оставшуюся ночь на природе на платную комнату в каменных стенах. В конце концов, разве мы не видели, как настоящие походники купаются в пятиградусную жару в ледяном озере? Но нас, любителей комфорта, было большинство.

Day 9. Оставляя горы позади

Мы проснулись в 7:40. Температура воздуха аж +15°С! Солнечное ярко голубое небо и белые облачка. Все кругом преобразилось. Поверхности гор засияли и стали объемными. Хибины решили проводить нас хорошей погодой.

На завтрак был кускус. Собрались в 10 утра, но Алмаз еще сходил поискать потерянный вчера компас. Поэтому, перейдя Кунийок, в путь мы двинулись в 11 часов. Компас так и не был найден.

Решили добраться для начала до озера Малый Вудъявр и посмотреть что там за турбаза, с душем или баней.

Погода хоть и была солнечной, ветер был холодный и порывистый. По дороге ехало множество транспорта: джипы, квадроциклы, мотоциклы, буханки и велосипедисты. Встречались туристы по одному или по двое.

Одна девушка в соломенной шляпе с фотоаппаратом Смена наперевес и гитарой за спиной поинтересовалась у нас: «Далеко еще до базы КСС»? «Десять километров еще осталось», - ободрила ее Олеся. «Десять?! Ну отлично! Удачи вам».

Дорога не давала ощущение уединенности, того, что мы в не особо доступных местах, но виды были очень живописные и сказочные. Оказалось даже, что мы незаметно прошли невысокий перевал.

Справа и слева высились горы, вдоль дороги появлялись озера. У одного из них под названием Длинное, в 12:30 мы остановились на обед, пройдя по треку чуть более 5 километров. Было видно, что из-за жары водоем обмелел метра на 1,5-2. Леся сварила вкусный фасолевый суп.

На подходе к Малому Вудъявру начался ад: рядом карьер и по пыльной дороге стали рассекать самосвалы, не давая дышать. Дойдя до края озера, с поспешностью на него свернули. Пока шли начало закрадываться сомнение в том, что тут есть база.

Прошли километр по дроге вдоль берега, но базу так и не нашли. Оказалось, что ее тут и следа нет. В генштабовской карте она указана. В навигаторе тоже местность подписана как "турбаза", а домиков не указано.

Мы бросили кости обсудить ситуацию. Было уже 16:30 и прошли мы около 12 километров. Появилась связь. Я позвонил маме. Леся позвонила в хостел, который был в микрорайоне Кировска Кукисвумчорр.

Цены оказались смешными – 350 рублей за место. Однако идти надо было еще 5 километров. Вроде немного, но все уже были подуставшими, сомнения вызывала дорога, по которой ездили адские самосвалы, к тому же сориентироваться было нелегко: правильно ли мы найдем улицу и дом. Пользоваться маленьким навигатором в городе не так удобно как на природе.

Пока думали, на поляну вышла коммерческая группа из Израиля, которую вел русский альпинист из Петербурга. Вид у людей был весьма измотанный. У одной девушки было перетянуто эластичным бинтом колено.

Пообщавшись с руководителем группы, мы узнали, что они уже прошли 17 километров. Я потом высказал сомнения, стоит ли так мучить людей: если они сильно устают, то у них не будет положительных впечатлений. Алмаз же посчитал, что смысл в том, чтобы увидеть как можно больше.

Руководитель из Питера нам сообщил, что дешевле 500 рублей мы мест в хостелах не найдем. Посоветовал дойти до какого-то санатория, где могло не оказаться мест. По поводу холодных ночей на Академическом озере дал ценный совет - совать ноги в рюкзак. Хорошо было пообщаться со знатоком.

Когда группа двинулась в путь, одна из девушек громко продекламировала: "Я хочу пэлменэй!" Да, пельмешек со сметаной было бы не плохо. Мы приняли решение идти!

По навигатору удалось все же неплохо сориентироваться. Пройдя ужасную дорогу в тучах пыли, мы, казалось, загубили весь полезный эффект от чистого воздуха, которым дышали в эти дни. Но вызывать такси черти куда, чтоб проехать 5 километров было не вариант.

На последних оборотах, пройдя за весь день 19 километров, к семи часам вечера мы доковыляли до вожделенного хостела. Пришлось еще минут 15 ждать хозяина, так как по правилам ему надо было звонить заранее.

Внутри оказалось весьма мило и без пафоса, всё что нужно для жизни. Номер на 8 человек пустовал. Железные кровати и спальные кресла, стиральная машина, импровизированная сушильная комната, где можно развесить вещи под гул калорифера, душевая ячейка, кухня, холодильник, телевизор с кинескопом и, о божечки, Wi-Fi!

Что еще надо за 350 р? Это уже перебор по услугам. На Таганае место в домике без ничего стоило 200 рублей в будний день, а в выходные и праздничные дни до 500 рублей. Сейчас там на некоторых приютах построили домики повышенной комфортности, даже страшно подумать, сколько стоят сии удобства.

Кроме нас в хостеле было еще двое вахтовиков с рудника, который мы видели прямо из окна номера! Мы закупились в ближайшей Пятерочке: ужин, алкоголь и всякие вкусняшки.

После ужина так получилось, что по телевизору шел фильм "Вертикаль", который мы посмотрели с большим удовольствием, поедая мороженое и отмечая окончание похода грузинским вином.

На следующий день поезд был в 22:30 с Апатитов. Мы планировали выписаться сутра и, бросив рюкзаки на вокзале, прогуляться по городу и сходить в геологический музей.

Day Z. Отъезд домой

Алмаз встал раньше всех и устроил пробежку в местном парке. Мы позавтракали и покинули уютный хостел в 8 утра. День был пасмурный и дождливый. До Апатитов доехали на автобусе. Кондуктор подсказала, где нам выйти поближе к вокзалу, дав нам так же множество полезных советов, переживая, что мы можем пойти неверным путем.

Добираться до вокзала было неудобно: здесь не хватает надземного пешеходного перехода через ж/д пути. Наши рюкзаки не влезали в камеру хранения, поэтому их закрыли на замок в отдельной комнате, взяв по 180 рублей за услугу.

Мы посетили музей камня, где купили сувениры, сходили в блинную "Емеля" на ул. Космонавтов, прогулялись в парке и потом дожидались поезда на станции.

Маленький хостел смог за 350 рэ быть комфортным, а мегакорпорация РЖД со всеми их сборами – нет. К сожалению, наш вагон оказался без кондиционера и биотуалетов. Однако и цена на него при покупке заранее была аж на 2500 рублей меньше!

В поездке было жарко. В вагоне воздух прогрелся до +30°С, в какое-то время вообще до +32°С. Просто жесть. Люди возмущались, что приходится ездить в старых вагонах, хотя поезд был фирменный и гордо назывался «Арктика». Но этот маленький сюрприз от РЖД не испортил общих впечатлений. Бодрая проводница иронизировала, что наш вагон имеет класс 3-Л: "третий-люкс".

Поход был закончен. По треку в итоге вышло чуть больше 100 км пути.

Все фотографии смотрите в альбоме по ссылке вконтакте