Дневник похода по Хибинам август 2018 ч.2

Опубликовал Антон Виноградов, 26 Aug 2018.
+T-

Day 4. Налегке

Этот день было решено разделить на две части. С утра мы собирались совершить радиальный выход до водопада Красивый (до него было около 1,5 км) и потом, пообедав, сделать переход на озеро Гольцовое, где собирались на следующий день устроить полноценный отдых: подлечится, постираться и просто выспаться.

Просыпались долго, никуда не спеша. Утренний дождь убаюкивал. В первый раз встали не в 6, а в 9 часов. Для моих друзей из Башкирии это было 11 утра. На завтрак приготовили кашу "5 злаков", которая почему-то пригорела, хотя Леся следила за ней.

В 10:40, взяв с собой ценные вещи, вышли в радиалку. Дороги были очень хорошие, проезжали автомобили. Нас вела Леся, тренировавшаяся ходить по азимуту.

Перешли брод. Я как-то неудачно выбрал место и зашел выше колен в быстрый ледяной поток. Леся советовала, взять правее, но хотелось как можно скорее выбраться из холодной воды и я тупо попер вперед, погрузившись еще глубже.

К тому же я вообще переходил босяком (впрочем, как и все), так как шлепанцы остались в лагере и ноги сильно скользили по камням, некоторые из которых были ощутимо острыми. На берег на нас с близкой стоянки прибежали посмотреть трое детей лет шести. Мы их, наверное, хорошо повеселили.

По дороге ездили буханки, джипы, велосипедисты и велотуристы. Водопад Красивый нашли легко. Стояли указатели. Прошлись вдоль него и спустились по берегу, рассматривая движение потоков воды, камни, скалы и сточенные водой валуны.

Впервые в жизни я видел полноценный водопад: высокий, полноводный, шумный и действительно красивый, с несколькими изумрудными купелями. Время от времени появлялись группы от 2 до 4 человек. Потом пришел целый детский отряд в сопровождении 4 взрослых, и мы повернули обратно, с заходом на базу КСС.

Милая база, где можно купить сувениры, продукты и даже воспользоваться некоторыми услугами, такими как душ за 300 рублей или интернет (тоже за 300). Пиво 1,5 л – 300 рублей. баночное по 0,5 – 200 рублей. Кроме пива я взял литр молока, за которое отдал 100 рублей. Молоко хорошо потом пошло с кофе во время дневки и просто было приятно его попить.

Обратно мы хотели как-нибудь срезать и напрямую дойти до лагеря. Поэтому вышли к реке Кунийок. Навигатор показал наличие моста, но мы его не обнаружили. Найдя подходящее место, с большими усилиями перешли реку вброд. Это был самый неприятный переход.

Широкое и глубокое место, еще более сильный и холодный поток воды. Я тупо решил идти в кроссовках, не желая скользить по камням, на которые и без того было трудно поставить ногу, которую сносило течением. Я весил в начале похода 99,5 кг, и то меня сносило, трудно представить, как тяжело было Лесе, которая весит менее 60 кг.

Когда мучения закончились, и мы перешли Кунийок, мимо прошли двое туристов, которые присвистнули и покрутили пальцем у виска. Как позже выяснилось, тут действительно есть мост, только вопреки данным навигатора, он располагался в другой стороне, всего в 100 метрах от того места, где мы перешли. Ну что ж, теперь мы тоже знатоки местности.

Пройдя в радиальном выходе 5 километров, вернулись в лагерь в 13:30. Пообедали. Собрались и вышли на Гольцовое озеро в 15:30, перейдя Кунийок по шикарному, крепкому и широкому мосту, смеясь над самими собой.

До озера Гольцовое взяли хороший темп, пройдя половину пути достаточно бодро. В дороге увидели уродливые вырубки, навалы сломанных деревьев.

Потом мы узнали, что горнодобывающее предприятие Фосагро Апатит планируют разработать здесь, прямо в сердце этого прекрасного и уникального места, горы и открыть новый рудник.

Местные жители и активисты на время отстояли Хибины: в прошлом году был образован нацпарк. Однако, ситуация продолжает находиться в подвешенном состоянии из-за спорных границ парка.

Хотя усталости совсем не было, уже на подходе к озеру у меня почему-то опять разболелись ноги, мозоли на мизинцах прямо резали, а старый перелом ныл с каждым шагом. Нагрузки предыдущих дней сказывались. После 10-минутного отдыха становилось легче. Хотелось уже поскорее дойти.

Примерно через 6 километров пути показалось Гольцовое. Гладь широкого озера и рельеф высоких гор – что может быть красивее!? Берег представляет собой пляж из щебня шириной метров 10-20. Через каждые 20-50 метров в озеро впадает какой-нибудь чистый ручей.

А вот со стоянками здесь очень плохо. Их катастрофически мало, а те, что есть заняты. Вдоль неширокого пляжа идет зеленая полоса, как правило, заболоченная. Вставать прямо на щебне неуютно: здесь по берегу, если верить навигатору, проходит дорога. И в самом деле, потом постоянно разъезжали джипы, УАЗы и квадроциклы.

В итоге в поисках приемлемой стоянки, перепрыгивая многочисленные ручьи, мы прошли еще 1,5 километра.

Примерно в 19:30 встали в лесу, в 20 метрах от берега, пройдя по треку чуть более 8 километров. Здесь было обилие комаров, однако у нас были реппеленты, да и к четвертому дню, как предсказывал Ильнур Хайдарович, они нас перестали видеть. Мох был достаточно сухой, спать было мягко.

На ужин Леся порадовала ароматной гречей с грибами. Температура воздуха вечером держалась на 15ти градусах тепла. Засиделись часов до 11. В то время как Алмаз, похоже, справился с больным горлом, Леся пожаловалась, что начинает заболевать.

Day 5. Днёвка

По плану я оставался в лагере. Леся, Алмаз и Ильнур Хайдарович собирались выйти в радиалку и пройти около 15 километров, встав 9:30. Мне тоже вставать надо было с ними, иначе бы я пропустил прекрасный энергетический завтрак – кашу 4 злака и утренний кофе с молоком, купленным вчера на базе КСС.

Во время завтрака пришлось сделать поправку на погоду. Всю ночь было слышно, как с озера дует сильный порывистый ветер, то и дело налетал дождь, температура воздуха была всего на уровне 10 градусов. Алмаз с отцом решили сократить радиальный выход, а Леся, из-за плохого самочувствия осталась со мной в лагере.

Когда ребята ушли, мы с Лесей разбрелись по своим палаткам. Время было 11 утра, лил дождь, и тусоваться на улице не было смысла. Навалился тяжелый и крепкий сон. Усталость предыдущих дней взяла своё.

В час дня Леся разбудила меня: дождь закончился, воздух прогрелся до 15 градусов и можно было постирать вещи. То еще приключение вышло – стираться в ледяной воде и сушиться под порывистым ветром, который не прекращался до самого вечера.

Вещи постоянно улетали и снова намокали под зарядами кратковременного дождя. Но постираться было необходимо, так как запах бомжа, царивший в рюкзаке от смененных вещей, не радовал.

Я оценил свое состояние. Сам не простудился и чувствовал себя прекрасно. Однако мозоли опять вздулись, адски резало мизинец на ноге, и всё ещё ныл старый перелом при каждом шаге. Кроме того, заметно распухли ступни. Мазал запасенными Лесей кремами для суставов и от воспалений. Хорошо, что в этот день мы устроили дневку.

Весь день мимо проезжали спортсмены на велосипедах. Двигаясь по пляжному щебню и против сильного ветра, они выбивались из сил. Кто-то здоровался, кто-то проезжал мимо, а один участник заезда поинтересовался, правильно ли он едет, а то место какое-то странное (в этот день проходил веломарафон 100 км «Хибинская Сотка»).

В 15 часов вернулись ребята. Впечатления у них были тяжелые. Они едва не потерялись. На маршруте лил сильный дождь и дул ветер. "Как в стиральную машину забрался! Ничего не видно", – резюмировал отец Алмаза.

На обед мы не стали выдумывать и приготовили лапшу быстрого приготовления, добавив сушеных овощей вместо ужасной штатной приправы. Было очень вкусно.

Вечером зашивал штаны, сушил у костра мокрые со вчерашнего брода кроссовки. Еще пели песни под укулеле и согрелись в этот холодный и дождливый день остатками абсента.

Мимо нас часов в 10 вечера прошел турист, с которым мы пообщались. Сам он из Мурманска. Часто здесь бывает. Рассказал много интересного о местных животных, природе, планах по уничтожению Хибин и о том, как здесь зимой и в обычное лето, в отличие от нынешнего аномально жаркого.

Советовал нам изменить маршрут, уверяя, что перевал Умбозёрский, которым пойдем завтра, не так красив. Предлагал сделать крюк, увеличив длину маршрута и составить ему компанию. Но мы не решились отступать от плана. Пожелав ему счастливого пути, объявили отбой в 23 часа. Завтра планировался подъем в 6 утра.

Day 6. Еще один перевал

Лагерь проснулся в 6 утра. Температура воздуха была +14°С. Была мысль пойти в кроссовках: в этот день не предполагалось лезть в гору, и можно было дать ногам свободу. Но к моменту выхода уже лил затяжной дождь, и пришлось надеть берцы. Вышли в 8:30. Небо было затянуто тучами.

С небольшим подъёмом, с привалами, преодолев около 7 км, в 11:30 дошли до перевала Умбозёрский, высота которого 527 метров. Но ощущение было совсем иное, нежели на Чоргорре Северном: мы просто шли и дошли, никуда не карабкаясь. Зато какая красота!

Это место меня сильно вдохновило: несколько небольших изумрудных озер, ручьи, кажется, бьют из самой земли, водопад, сглаженные ледником и ветром блестящие скалы. Здесь свободно и красочно, легко дышится. К тому же в этом месте стало появляться солнце. Я много фотографировал, из-за чего сильно отставал.

После перевала опять было ощущение, словно мы перемахнули в другой мир: солнца стало больше, дождя меньше, потеплело. Будто на оз. Гольцовом и базе КСС собирается вся плохая погода.

Мы встретили две группы, идущие нам навстречу. В перовой были двое парней, один из которых шел в альпинистских ботинках, а во второй - семейная пара с мальчиком лет 8, который со всеми очень интеллигентно поздоровался, чем сильно порадовал Ильнура Хайдаровича.

Примерно через 5 км, пройдя порядка 11,5 км за пять часов, уже в 13:30 мы нашли стоянку и разбили лагерь. Это было очень кстати: к этому времени я опять еле шел из-за старого перелома, хотя никакой усталости не было. Явно чувствовалось, что организм набрал форму, и дневка пошла на пользу.

После стоянки в комарином царстве здесь был рай: небольшие деревья, сухое место, рядом чистые ручьи. Мы, наконец, смогли просушить вещи и мокрые с утра палатки. Пообедав, Леся с Алмазом устроили тихий час. А я и отец Алмаза разбрелись осматривать местность.

Рядом, чуть выше, был водопад, который в это время представлял собой лишь небольшой ручеек. Там я вдоволь нафотографировался и просто приятно посидел наедине со своими мыслями.

Близко увидел неплохую стоянку с живописной сосной и сложенным из камней небольшим укрытием от ветра. Снизу ее не заметишь. Наверное, только завсегдатаи Хибин знают о ней. Здесь оказалось вдоволь дров, часть которых мы потом перетаскали к себе.

Опять сел навигатор. Почему-то батареек в этом походе хватало только на 2,5 дня (Garmin Etrex 30, батарейки GP Ultra). Он, как и обычно, рисовал трек. Хотя мы чаще сверялись с его показаниями. Поставил последний запасенный комплект батареек. Теперь было важно использовать его экономно. Через 2 дня он очень пригодится в поисках перевала Академический, когда мы окажемся в непроглядном облаке, застрявшем на хребте.

В 15 часов тихий час закончился, и мы отметили шестой день похода приготовлением… блинов! Идея приготовить походные лепешки или блины зрела давно. Оказалось, что в магазинах есть блинная мука, в которую добавлены уже все ингредиенты: сахар, соль, сухое молоко.

Выбор было сделан в пользу блинчиков. Для этого, кроме муки, ребята взяли с собой сковородку, вес которой был вполне разумный (150 грамм), горчичное масло, которое шло почти во все блюда, восполняя нехватку жиров, и черничный джем.

После приготовления вкуса горчицы от масла не было – оно просто выгорало. Блины весело готовились на костре и получились безумно вкусными, с дымком, джемом и ароматным чаем. После этого стоял вопрос, ужинать или не ужинать. Вроде как были все сыты. Но я был не против перекусить еще сверх того. Да и не я один. В итоге мы вечером просто побаловались лапшой быстрого приготовления.

Уже поздним вечером мимо нас проходила еще одна семейная пара с маленьким ребенком, который сидел в специальном рюкзаке-переноске. "Есть ли здесь еще свободные места?" – весело поинтересовался мужчина. Леся указала ему на стоянку с сосной.

Позже, когда мы уже легли спать, мужчина вернулся и попросил, если мимо пройдет группа с четырьмя детьми и взрослыми (они отстали где-то на маршруте, а к этому времени так и не показались), то направить их на стоянку, где они расположились. Однако ночью никто мимо так и не прошел.

На следующий день мы планировали дойти до Академического озера, находившегося в горах на высоте. До него было не далеко. Но идти планировалось напрямик, возможно, перемахнув через пару гребней, что требовало много сил.

Все фотографии смотрите в альбоме по ссылке вконтакте