Дневник похода по Хибинам август 2018 ч.1

Опубликовал Антон Виноградов, 19 Aug 2018.
+T-

Day 1. Имандра, Аку-Аку и первый перевал

В 5:35 я, Олеся, Алмаз и отец Алмаза Ильнур Хайдарович высадились на станции Имандра. Настроение было бодрое. Утро теплое. Воздух свежий. Впечатления уже лились рекой: природа, озеро, горы и тишина, живописная местность. С нами десантировался попутчик — Юра из Москвы. Он, как завсегдатай Хибин, заверил, что наш план дойти до перевала Юмъекорр в течение первого дня слишком амбициозен: "Никто столько не проходит в первый день".

Мы выбросили лишние продукты, которые остались с поезда, чтобы они не отягощали и без того тяжелые рюкзаки. Однако из-за моих протестов кое-что оставили побаловать себя в первый и во второй день приключений. Заодно переход на походный рацион не был столь шокирующим.

Двинувшись в путь, заметили еще одних попутчиков: пару с семилетним ребенком. Потом мы не раз встречали группы с маленькими и даже грудными детьми.

Я все беспокоился, что рюкзак будет нести тяжело с непривычки, так как два года не ходил в походы. Но он хорошо сел и идти оказалось не так уж тяжело.

Примерно через 2 километра мы перешли вброд речку Гольцовка. Переходили в шлепанцах. Вода была ледяная и несколько шокировала. Глубина брода была выше колен. Ноги скользили по каменистому дну. Без треккинговых палок, служивших хорошей опорой, пришлось бы тяжело. Течение было сильное и у отца Алмаза смыло с ноги тапок, который так и не нашли. Через пару дней с помощью армированного скотча ему изготовили из сандалии, брошенной на одной из стоянок, новый шлепок.

После преодоления брода мы отправились к озерцу, до которого было 2,5 километра. Там мы планировали позавтракать и искупаться после поезда. Однако на месте оказалось, что озерцо высохло полностью. Тогда мы решили пройти до ручьев, пересекавших наш маршрут, но и там воды не оказалось.

Редкая для Хибин 30-градусная жара высушила водоемы и некоторые источники. Буквально бежавшая навстречу нам группа из трех человек на ходу ответила, что впереди нас воды нет. Посоветовавшись, мы решили идти дальше и, в случае необходимости, свернуть на огромное озеро Имандра.

Но через семь километров от начала нашего путешествия мы нашли небольшое прохладное озеро, в котором искупались и возле которого позавтракали.

Затем мы прошли в ущелье с замечательным названием Аку-Аку. На пути к нему нас жестко атаковали комары. Хорошо, что я прихватил с собой реппеленты. При этом сильно пекло, и всё время хотелось пить. Было тяжело.

В ущелье мы встретили Юру, который нас заверил, что сегодня дождя не предвидится. Оставив, рюкзаки, совершили радиальный выход к маленькому озеру Изумрудное и водопаду, который находился рядом. Ограниченное красивыми стенами ущелья озеро смотрится, словно уютный природный бассейн, в котором так и тянет искупаться.

Прошли по всему ущелью. Над нами величественно парила птица типа ястреба и издавала жутковатые звуки. В центре ущелья бурлил ручей, иногда уходя под землю, и появляясь вновь. Местами деревья напоминали фильмы об аномальных зонах — их стволы были скрючены невидимой силой.

Позже окажется, что у Леси разрядится телефон и экшн камера, а у меня внезапно вечером сядет свежезаряженый навигатор. Ущелье было сказочное, но пофотографировать я не успел — мы торопились на обед, который состоялся в час дня на выходе из Аку-Аку. Олеся приготовила кускус, вкусный и ароматный.

В конце обеда нас ждал сюрприз в виде грозы с проливным дождем, которого по заверению Юры в этот день быть не должно. Посидев в дождевых костюмах, мы дождались ослабления ливня, и пошли покорять перевал Юмъекорр, находящийся на высоте 780 метров.

До перевала было около трех километров в горочку, которая становилась все круче и круче. Набор высоты составил около 370 метров.

Под налетавшим дождем и громом, который звучал в горах особенно зловеще и величественно, мы, часто отдыхая, дошли до перевала. С непривычки было очень тяжело. Алмаз спустился и предлагал забрать мой рюкзак, пока я ковылял к месту отдыха, в котором Леся и Алмаз уже сбросили свои рюкзаки.

Но я не соглашался. Хотел дойти сам. Здесь перекусили "перевальную шоколадку", заготовленную ответственным завхозом, отдохнули и пошли дальше.

Сам перевал мрачно—красив. Он, словно ворота, ведущие в мифическое царство, представляет собой узкое ущелье, ширина которого не более тридцати метров, с высокими скалами и баррикадами из огромных и мелких камней.

За перевалом начался достаточно крутой, но преодолимый спуск по каменистой почве, покрытой мхами. Было не просто, но по сравнению с перевалами, которые мы пройдем в следующие дни, это просто миленький газончик, на котором мы круто сбросили около 180 метров.

В 19 вечера, пробыв на ногах более 12,5 часов и пройдя около 17 километров, мы разбили лагерь на открытой местности. Кругом был мягкий мох, так что спалось хорошо.

В это время в Хибинах что-то вроде белых ночей — не темнеет и можно даже спокойно делать записи в палатке без фонарика, который за все путешествие я включал только один раз.

Оказалось, что камуфляжные штаны, усиленные и армированные, протерлись в первый же день. А на второй они окончательно порвутся, и я буду ходить в шортах или в дождевых штанах, надетых поверх легких кальсон.

Рядом со стоянкой журчал ручей с прозрачной, холодной и очень вкусной водой. Его источник находился всего в 2-3 километрах на горе, которая хорошо была видна. Вообще в этом месте открывался красивый вид — нас окружали близко стоящие горы. Очень напоминало фотографии с Марса.

На ужин были макароны с сыром. Перед сном проколол несколько волдырей на ногах, однако на утро они опять набухнут.

Ночью термометр показал 20 градусов тепла. Я даже засомневался — правильно ли сделал, что взял с собой множество теплых вещей: ночную термуху, утепляющий пояс, жилетку, телую толстовку и даже каталитическую грелку. Однако через несколько дней на Академическом озере будет 0 градусов, и я упакуюсь во всё, что только можно, разве что ноги не засуну в рюкзак, чтобы согреться.

Day 2. Река Маннепахк и переход под перевал

Нагрузки оказались чреваты для иммунитета: Алмаз застудил горло, хотя даже ночью было t=+20°C, а у меня выскочил герпес.

Ночью было жарковато. Уже в шесть утра Леся разбудила с предложением собраться, попить чай и пройти пару километров до леса, где можно было бы в тенёчке позавтракать и подготовиться к дальнейшему пути. В планах этого дня было подойти поближе к перевалу Чоргорр Северный, преодолеть который планировалось завтра.

Попили чай, собрались и не спеша, любуясь видами, прошли около 2,5 км до места завтрака, где отдыхали не менее часа. Солнце становилось всё жарче. Тронулись дальше, когда уже было 11 утра.

В пути встретили Юру, который встал на днёвку со знакомыми. Он дал несколько очередных ценных советов по маршруту. Больше мы с ним не пересекались.

В какой-то момент я увидел зайца, который сидел на противоположном берегу ручья, но, поняв что его заметили, кинулся наутек. Ильнур Хайдарович предположил, что где водятся зайцы, там есть и волки. Или, хотя бы, лисы.

Позже мы встретим походника из Мурманска, который нам расскажет, что с исчезновением оленеводства из региона пропали и волки. Однако можно встретить медведей, которые, обитают на окраинах Хибин, воруя конфеты с кладбищ.

Мы шли вдоль реки Гольцовка. Алмаз и Леся вели ориентировку по компасу и генштабовской карте. Навигатор использовали как вспомогательное средство. Часто тропы в картах навигатора были указаны не совсем верно: по разные берега речки. В итоге нам пришлось пару раз пересекать ледяные броды. Но от этого было только веселее и неплохо бодрило в жару. С утра дорога все время шла вниз и за 5,5 км мы сбросили около 250 метров.

Наконец, мы дошли до притока Гольцовки — речки Маннепахк. Пошли вдоль него по тропе, которая вела к перевалу Чоргорр Северный. Дорога начала набирать высоту. За 3 км пути мы наберем около 180 метров.

Было около 14 ч, когда мы сделали привал в лесу для обеда и отдыха. Леся сварила чудесный и вкуснейший борщ с капустой. К чаю я приберег протеиновые батончики. Удалось даже минут 15 вздремнуть. Но опять прошла гроза, и начался несильный дождь, под которым мы пошли дальше.

В какой—то момент я получил смс от мамы. Удивительно: откуда здесь связь? Потом ловить не будет до самого Кировска.

В планах было дойти до края леса и там найти стоянку. После очередного привала, когда Леся и Алмаз сходили в разведку, мы в 16:30, пройдя за день около 10 км, встали в прекрасном месте с невысокими деревьями, хорошим видом и полноводным ручьем.

Дождь закончился, вышло солнце. Опять стало жарковато: t=+28°C. Но зато мы смогли просушить часть одежды и обувь. На душе как-то повеселело.

На стоянке ужинали, пели песни, фотографировали, пили абсент, я лечил мозоли. Удалось всем ополоснуться и нагуляться вокруг. Не спеша готовились к завтрашнему дню. До перевала по карте было всего 4 км. Казалось, это совсем немного.

Day 3. Штурмуем Северный Чоргорр

В этот день развлечения и матрасничество остались позади — мы все прошли некоторое испытание, штурмуя перевал Чоргорр Северный, который находится на высоте 1010 метров и имеет начальную категорию сложности 1А.

Проснулись в 6 часов. Уже было жарковато. Вышли в 8:30. До перевала было около 4 км. Набрать предстояло около 600 м. Все были сосредоточены и имели боевой настрой.

Однако когда вышли, у меня сразу как-то не заладилось. Вроде и поспали хорошо и поели, отдохнули. Да и в пути уже третий день. Но идти было невероятно тяжело. Пекло солнце. Все время хотелось пить.

Я в ботинки положил гелевые стельки, которые очень помогли в походе по Южному Уралу. Но в этот раз будто бы именно от них очень сильно уставали ноги. Кроме того, тропа была неудобная.

Она проходила между невысокими деревьями, которые без конца цепляли рюкзаки, и то поднималась вверх, то прыгала вниз.

Мы перешли на другой берег попутного ручья. Но вскоре, пробираясь по небольшим камням, потеряли очень много сил. Леся и Алмаз бодро ушли вперед и на некоторое время пропали из вида так, что в какой-то момент стало не понятно куда идти.

Мы ковыляли с Ильнуром Хайдаровичем, который несколько раз оступился и упал на спину, на рюкзак. Помочь ему подняться он категорически не позволял — справлялся сам.

После очередного привала сбавили темп, я поменял стельки. Будто стало не так больно ногам. Стали чаще и дольше отдыхать. Атмосфера становилась мрачнее: пропали деревья, камней стало больше, мха меньше, хребты выглядели серыми и неживыми.

Уже было видно, что перевал не далеко, а сделать рывок до него никак не получалось. Началась гроза, налетел дождь.

Ждали около получаса, пока он пройдет, но конца ему было не видно. Когда с перевала показались два человека, которые вышли, словно из мира мертвых, решили идти под дождем. Ждать было бессмысленно.

Примерно в 12:20 мы достигли перевального ущелья, которое было засыпано гигантскими острыми камнями, образующими баррикады. Зрелище, конечно, мрачной красоты: черные скалы, черные камни, туман от налетевшего облака, сильнейший ветер и в самом центре перевала между каменными баррикадами ледник, над которым клубится морозный пар. Здесь мы устроили обед.

Настроение сильно поднялось. Усталость и уныние как рукой сняло: полдела сделали. Я так запарился при подъеме, который начинался в тридцатиградусную жару, что рассекал по леднику в тапках.

Поскольку пользоваться горелкой было долго, Леся заранее подготовила энергетическое питание: сало и конскую колбасу (башкирский казылык), еще оставался сыр. На сладкое съели перевальную шоколадку.

Однако Леся была очень собрана и беспокоилась о спуске, говоря, что это самое трудное место перевала. Возможно, придется воспользоваться веревкой. Просила не терять концентрацию.

Пообедав, собрались, хорошо приладив снаряжение и подтянув одежду. Подошли к спуску. Было туманно: видимость метров 50. Здесь нас ждал крутой ледник, который из-за редкой для этих мест жары, значительно подтаял. Сначала подумалось что-то вроде: да как тут спускаться-то?

Но глаза боятся, да ноги делают. Получилось, что нам в некотором роде этим жарким летом даже повезло: местами края ледника отступили и показались камни и песок. Но все равно почва уходила из под ног, и камни летели вниз. Мы держали дистанцию и двигались очень медленно, выбирая каждый раз куда наступить и где ухватиться за камень или скалу, которые также крошились или просто оставались в руке.

Из-за неожиданного осыпания песка мы все по нескольку раз оступались. Берцы местами полностью уходили в съезжающий песок.

Часть пути, около 80 метров, преодолели по крутому леднику, опираясь на обе треккинговые палки, и двигаясь бочком семенящими шажками. Если здесь упасть, даже не понимаю, что задержит съезд. А внизу между краем ледника и камнями провал метра 2 — переломаться можно в легкую. Но если быть аккуратным и осторожным, то все должно пройти хорошо.

Преодолев первые трудные метров 200 спуска, сделали привал. Облако рассеялось, и мы увидели самый красивый вид за все путешествие: освещенные ярким солнцем база КСС, реки и озера, следы мирного ядерного взрыва, уничтожившего часть скалы, дороги, лес и горы. Вновь появилось солнце. Дождь прекратился. В самом деле, будто перемахнули в другой мир. Далее нам предстоял затяжной и утомительный спуск по камням, которые острыми краями впивались в больные мозоли.

Навстречу двигалась большая группа туристов без рюкзаков. Их было человек 25 разных возрастов. От них мы узнали, что на базе КСС можно купить пиво и продукты, если надо. Так как продуктов было у нас достаточно, ключевой стала информация про пиво.

Спуск, в результате которого мы сбросили около 780 метров, занял 3 часа.

На подходе к небольшим озерам, которые находятся в полукилометре от базы КСС мои ноги просто стали отказывать: мозоли резали при каждом шаге, ступни были словно отбиты палками, и самое неприятное — разболелся старый перелом на правой ноге, который я получил еще в школе. Как заметил Алмаз, спуск все же тяжелее подъема, так как на подъем работают мышцы, а на спуск идет нагрузка на все суставы и кости. Пришлось принять болеутоляющее.

Алмаз и его отец подумывали идти дальше до озера Гольцовое. Но до него было еще около 8 километров. Я бы просто не дошел с рюкзаком без двух-трехчасового отдыха. Наверное, точно бы остался на ночевку один здесь, если бы ребята решили продолжить переход. Леся, сходив в разведку, нашла неплохую стоянку на берегу и где-то в 17:30 резюмировала: "На сегодня лимит километров исчерпан".

На стоянке я минут 25-40 пролежал на рюкзаке, забывшись в каком-то тумане. Потом начал ставить палатку.

Позже с Ильнуром Хайдаровичем мы пошли по навигатору поискать ручей с чистой водой, но оказалось, что он пересох. Даже лужицы не было видно. Отец Алмаза вернулся в лагерь, а я продолжил поиски, пойдя по навигатору к источнику. До него было всего километр, но я, видимо, был ошалевшим от перехода и намотал окольными путями более двух.

Но родник, как оказалось, пересох. Рядом виднелся также обмелевший приток Кунийока. Но мне удалось найти углубление в 120 метрах от этого места, где было начало притока, и скопилась чистая и проточная вода таким образом, что я смог зачерпнуть и набрать пятилитровку.

В лагере, куда я вернулся уже в 19:40, меня заждались. Был готов ужин. Очень вкусный плов. На третье был чудесный компот, который порадовал даже больше, чем чай. К тому же размякшие сушеные груши и яблоки можно было доесть, словно лакомство.

Вечером температура воздуха заметно упала. Термометр показал 16 градусов. Мы сидели недолго и вскоре легли спать.

В этот день за девять часов с отдыхом и обедом мы прошли около 10 километров, преодолев категорийный перевал. Набрали около 600 и сбросили около 780 метров. До конца похода у меня так и болел старый перелом, на месте которого появилась припухлость.

Все фотографии смотрите в альбоме по ссылке вконтакте